Жаловаться на работу общественного транспорта, пожалуй, одно из любимых занятий белорусов. Практически никогда прямая линия в облисполкоме не обходится без просьб пустить дополнительный автобус или изменить существующий маршрут. С какими проблемами обращаются к чиновникам и кто решает, в каком направлении и как часто будет ездить общественный транспорт, выясняла корреспондент «7 дней».
Генеральный директор ОАО «Миноблавтотранс» Владимир Федорович уверяет: из столицы можно добраться до любого райцентра области. Не было проблем с транспортом и во время пандемии. Хотя, говорит специалист, из-за резкого падения пассажирооборота некоторые рейсы все же оптимизировали.
– Если взять, к примеру, маршрут Минск – Жодино, дневная выручка с началом пандемии упала с 8–10 тыс. рублей до тысячи. Это существенно повлияло на экономику предприятия. Проблемы были и с городским транспортом. В Борисове время от времени автобус «гармошка» по самому длинному маршруту вез трех человек. Мы не сняли рейсы, а уменьшили их количество и переделали расписание, – рассказывает генеральный директор.
В конце июля – начале августа ситуация стабилизировалась, городские и пригородные маршруты начали работать практически в полном объеме. Появились новые направления. Из последних вопросов, которые поднимали жители Борисовского района, – движение через деревню Тарасики. Проблема решена: оптимизировали маршрут городского транспорта из Жодино в пригород, он стал удобнее для дачников. По Слуцкому району возобновили дневной рейс автобуса Слуцк – Повстынь, по Логойскому продлили маршрут до Рудни, построили там разворотное кольцо и остановку. Много маршрутов Мин-
облавтотранс разработал для жителей пригорода, которые трудятся в столице. Из последних: Нестановичи – Минск, Нестановичи – Боровляны, Избище – Минск, Околово – Минск.
– В части пассажирских перевозок социальные стандарты в Минской области перевыполняются в три раза. Как только появляется спрос, мы сразу начинаем разрабатывать или оптимизировать маршрут, встречаемся с местными жителями, выслушиваем мнение районных и сельских исполкомов, – говорит Владимир Федорович.
Готовы перевозчики и к наплыву студентов. В часы пик, когда люди из близлежащих городов едут на работу или учебу в Минск, здесь пускают не 16-местные автобусы, а 29-местные.
Долгое время Жодино был одним из самых проблемных городов Минской области по части перевозки пассажиров. Все изменилось год назад, когда там начали тестировать новую маршрутную сеть.
– В прошлом году мой день начинался и заканчивался в Жодино: то автобус не пришел или опоздал, то к остановке подъехало сразу несколько. Тогда в городе было кольцевое движение, автобусы ходили по кругу. Мы изменили маршрутную сеть, и транспорт ходит из окраин в центр, – поясняет Владимир Федорович. – Эта маршрутная сеть прошла через общественное обсуждение, по просьбе людей мы несколько раз меняли маршруты. Сейчас она работает без сбоев.
Были вопросы к работе общественного транспорта и у борисовчан. На встрече с председателем Борисовского райисполкома медработники попросили изменить график движения автобуса до ЦРБ. Вопрос удалось решить, но для этого пришлось увязывать маршрутную сеть с частниками, с железнодорожным транспортом.
Одна из самых частых жалоб на работу общественного транспорта – опоздание автобуса. Вопрос в Минской области решили благодаря подключению к системе диспетчерского управления пассажирским транспортом (IBA).
– Теперь можем до минуты высчитать, где останавливался автобус. За счет этого опоздания сведены к минимуму, – уверяет специалист. – Экспериментируем и со способами оплаты проезда. Не так давно ввели оплату через QR-коды. Сейчас в Борисове пробуем новый вид – напрямую через карту и мобильное приложение. Всего рассчитываем использовать пять различных видов оплаты проезда. Чем их больше, тем удобнее будет пассажиру. Талончики мы оставим, потому что есть спрос и на этот вид оплаты.
Жителям отдельных райцентров, чтобы попасть на прием к узкому специалисту в больницу или посетить крупный торговый центр, необходимо ехать в другой район. К примеру, еще год назад добраться из Копыля в Слуцк было проблематично. А сейчас?
– Что касается сообщения Слуцк – Копыль – Слуцк, оно хорошо развито. С другими направлениями в последнее время тоже вопросов не возникало. Если в каком-либо райцентре медучреждение становится межрайонным, сразу решается вопрос с транспортом. Понятно, что одному человеку нужно попасть на прием к девяти утра, другому – к полудню, а третьему назначено на послеобеденное время. Пустить автобус, который станет удобным для всех, не получится. Однако мы делаем все для того, чтобы у человека не было проблем с поездкой ни в столицу, ни в соседний райцентр. В Минской области маршрутная сеть не только мобильная, но и информативная. Если нет прямого транспорта, можете зайти на сайт и построить наиболее удобный маршрут с пересадкой, – говорит гендиректор.
Центральным регионом маршруты не ограничиваются. Автобусы ездят по всем областям. К примеру, популярными стали направления Борисов – Лепель, Поставы – Мядель – Минск.
– Маршруты создавались и отрабатывались по желанию людей, которые ездят на учебу, работу. Не скажу, что все они должны быть ежедневными, нужно исходить из экономической стороны. Мы получаем обращения, все изучаем экспериментально и так находим лучшее решение, которое устроит и нас, и пассажиров.
Резкое сокращение пассажиров, отмена десятков маршрутов и полная остановка международных рейсов – отрасль пассажирских перевозок оказалась одной из самых пострадавших во время пандемии. Тем не менее ситуация, отмечает генеральный директор ОАО «Миноблавтотранс» Владимир Федорович, в конце июля начала налаживаться.
– У нас на предприятии большая доля международных рейсов, 2020-й год был расписан не то что по дням, по минутам. И в один момент все прекратилось. Наши партнеры прислали отказ в связи с пандемией, автобусы встали. Высококлассные водители остались без работы. Мы не уволили ни одного человека. Отправили их на пригородные, на городские маршруты. Более того, зарплаты пусть немного, но увеличили в сравнении с прошлым годом, – говорит Владимир Федорович и добавляет: – Если бы сократили людей и остановили транспортную отрасль, мы бы ее не восстановили в том виде, в котором она существует сейчас. На это понадобились бы годы.
Пандемия, уверен он, научила работников отрасли по-другому относиться к самим себе, к своей работе, технике. Международные рейсы были приостановлены, зато удалось нарастить объемы за счет грузоперевозок.
– Мы единственные в республике увеличиваем количество грузооборота, доходы также выросли на 125%. Работаем на таких больших стройках, как БНБК (заходим объемом 150– 200 машин), на всех местных дорогах, а также на трассах М3, М7, Р23, Р53. Пошло движение и в части регулярных перевозок. Да, не в таких объемах, какие были до пандемии. Тем не менее прирост в среднем 2–3% в неделю, – отмечает гендиректор.
Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?