Художественный руководитель Театра-студии киноактера Национальной киностудии «Беларусьфильм» Александр Ефремов в этом году стал лауреатом премии Союзного государства за цикл кинофильмов о героической борьбе советского народа во время Великой Отечественной войны и спектакли русской и мировой драматургии. В интервью газете «7 дней» режиссер рассказал, что связывает два славянских народа, как они вместе отстаивают правду о Победе и какой фильм он снял бы о Беларуси.
– Александр Васильевич, кто сообщил добрую весть о том, что вы стали лауреатом?
– Первым поздравил Ричард Болеславович Смольский (известный белорусский театровед и педагог. – Прим. автора). Он увидел информацию в газете и позвонил. Поскольку мы с ним в очень хороших отношениях, то было приятно услышать эту новость именно от него. Переполняют приятные чувства. Получить подтверждение того, что дело, которым занимаешься всю жизнь, высоко оценено и что твой путь не был случайным, – огромный плюс и подарок.
– В последнее время в некоторых СМИ стали говорить о том, что идея Союзного государства исчерпала себя, что надо денонсировать прежние соглашения и переходить на новые жесткие и прагматичные отношения друг с другом….
– Прагматичные отношения, построенные только на экономике? Если вы в состоянии покупать нашу продукцию, пополнять бюджет, значит, вы – наш товарищ и друг? Такого никогда не было среди славян! Исторически мы связаны на основе родства душ, мыслей, чувств, и эти узы всегда имели первостепенное значение. Надеюсь, что и сегодня такие ценности важны для наших народов. Среди некоторых новомодных политиков слышу немало высказываний, что наш союз двух государств изжил себя. Ложь! Я – русский человек, живу в Беларуси и не представляю себе, что между нашими странами возникнет враждебность или лишь меркантильные, деловые отношения.
– В ваших картинах снималось огромное количество российских актеров, причем звезд первой величины…
– Я благодарен им бесконечно! С огромным уважением склоняю голову перед Димой Певцовым, Данилой Козловским, Андрюшей Чадовым, Марией Мироновой. И перед нашими белорусскими артистами тоже – Пашей Харланчуком, Лерой Арлановой, Анатолием Котом… Назвал бы поименно всех, с кем работал. Но боюсь, кого-то пропущу и тем самым обижу. Нет никаких претензий ни к одному артисту!
– Вы не раз обращались к теме Великой Отечественной войны в своем творчестве. Вспомним ваши фильмы «Снайпер: оружие возмездия», «Покушение», «Лучший друг семьи», «Немец», «Танкист». С особым трепетом и уважением вы говорите о героизме советских людей, не раз подчеркивая, что мы в большом неоплатном долгу перед ними. Как вы относитесь к тому, что нередко, в угоду конъюнктурным соображениям, проводят ревизию нашей Победы над фашизмом, а иногда и откровенно переписывают страницы истории?
– Отцы и деды-победители уходят, а мы, их сыновья и внуки, остаемся один на один со своим прошлым, с этой памятью о войне. И отбирать ее у нас, с моей точки зрения, – кощунство. Фальсификаторы истории хотят, видимо, под кого-то подстроиться... Это отвратительно, безобразно. Забывать войну – значит, предавать миллионы тех, кто отдали свои жизни за Победу, будущее, независимость, о которой сейчас много говорится. У нас есть чем гордиться: наши прадеды сделали главное – защитили родину и спасли мир от фашизма. Нельзя допустить, чтобы наши дети забыли об этом подвиге, чтобы они повторяли вслед за подлецами очередные бредни о том, что если бы немцы нас завоевали, мы бы сейчас пиво баварское пили! Да пейте! Залейтесь вы этим пивом! Его сейчас сколько угодно! Подобный подход неприемлем и чужд, это святотатство и глумление над могилами предков! Если доведется – сниму еще картину о войне. Хотя бы в память об отце, который ушел на фронт добровольцем в 17 лет. Вернулся, когда ему было 21… Был ранен, горел в танке. В его правом плече застрял осколок, с которым так и умер.
– Как во времена пандемии живет театр?
– Надеемся и рассчитываем на своего зрителя. Сейчас репетирую новый спектакль по пьесе Агаты Кристи «Мышеловка». Он о страхе, который живет в душах многих и способен их изменить, уничтожив все человечное. И мне кажется, что это очень своевременный диалог с Агатой Кристи. Стараемся не очень часто, но играть и репертуарные спектакли, и зритель потихоньку подтягивается… Зал Театра-студии киноактера рассчитан на 190 мест. Но на некоторых постановках сегодня он заполнен на 100–110 человек. Продолжаем репетировать, играть, и, надеюсь, зритель понял: уже можно и стоит возвращаться в театр.
– Вы недавно обмолвились, что мечтаете снять фильм о нашем времени.
– Уже даже первая сцена во мне живет! Вспоминаю красноречивый эпизод из жизни 90-х годов прошлого века. Странное, потерянное, никому ненужное время…. Нищая Беларусь не знала своего пути…
На вокзале провожали ребят, которые уезжали через Австрию в Израиль. Вечер был нудный, холодный и промозглый… Уже девочки наплакались, шутки исчерпались… Стояли просто, курили в ожидании поезда. И тут к нам подошел то ли старший лейтенант, то ли капитан, не помню… Без фуражки, китель на плечах, в расхристанной рубахе. Под глазом фингал. И от него хорошо так пахло водочкой. Он остановился, посмотрел на нас и попросил угостить сигаретой. Потом прикурил, постоял и сказал: «Ну что? Уезжаете? Правильно делаете! Армии нет, страны нет… Уезжайте!» И ушел…
Я, в отличие от своих друзей, не эмигрировал, остался, потому что ехать было некуда. Родители жили в Нижнем Новгороде, а я здесь, в Минске… Все эти годы много работал и видел, что происходит с этой страной, как она преображается, молодеет, как перестает быть растерянной и бессильной. Появилась армия, началось масштабное строительство, сохранилась государственность.... Путь страны за четверть века достоин кинематографического рассказа. И я стал бы делать такую картину, если бы нашелся достойный сценарий.
– Несколько лет назад вышел ваш фильм «Самое главное», в котором один из героев, богатый, успешный владелец ресторана, оказывается в ситуации мучительного выбора. А что для вас главное в жизни?
– Не стоит лукавить – мне немалое количество лет. Продуктивного возраста осталось совсем немного. Хочу, чтобы жизнь не отобрала работу. Во время пандемии кино не снимается, зрителя нет, у меня забирают годы, а это необыкновенно обидно и горько.
А главное, чтобы после коронавирусной атаки страна возродилась, чтобы настало то самое благодатное время, когда можно снимать кино, ставить спектакли и не видеть ненависти, неприязни и злобы.