Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота в режиме видеоконференции провел лекцию по актуальным темам развития Союзного государства, в которой объяснил, почему переговоры Беларуси и России по «визовому вопросу» затянулись на пять лет, назвал общие поводы для гордости обеих стран и подробно рассказал о сферах взаимодействия, редко упоминающихся в прессе. Самое главное – в коротких цитатах.
Союзному государству уже два десятилетия. Если коротко говорить об итогах, то важно отметить следующее: нам удалось решить некоторые социальные вопросы. Пожалуй, это та сфера, взаимодействием в которой мы можем гордиться. Сделано очень много, чтобы россияне не чувствовали себя иностранцами в Беларуси, а белорусы – в России. Ряд постановлений, законов и соглашений обеспечивают не только свободу передвижения граждан на территории обеих стран, но и дают право выбора места жительства и работы. При этом – на равных условиях. Мы решили вопросы о пенсионном обеспечении, о переводе пенсий, о социальном страховании, медицинском сопровождении жизни и деятельности наших граждан.
Россиян и белорусов принимают в высшие учебные заведения двух стран на общих основаниях.
Неплохо идет сотрудничество во внешней политике. Россия и Беларусь согласовывают действия во всех международных организациях.
Подписание 19 июня 2020 года между нашими странами соглашения о взаимном признании виз считаю знаковым событием. Могу отнести это соглашение в заслугу нам, Постоянному Комитету Союзного государства. Это была наша инициатива. Лет пять назад мы поставили вопрос о том, чтобы в рамках Союзного государства создать нечто аналогичное шенгенской визе. Ведь между Россией и Беларусью граница прозрачна, но для иностранцев она существовала, что создавало массу проблем. Предполагалось, что, получив визу в одной из стран Союзного государства, можно будет въехать на территорию другой.
Не скажу, что работа над этим соглашением шла просто. Были противники. Тем не менее мы пришли к взаимопониманию. По предложению белорусской стороны соглашение было немного видоизменено. Вместо единой визы предлагалось соглашение о взаимном признании виз. По сути это мало что меняет: условия те же, но в другой «упаковке».
Теперь мы во внешнем мире предстаем единым образованием, что очень важно. Кроме того, взаимное признание виз облегчает наше взаимодействие с внешним миром, и это – плюс для всех.
Между Россией и Беларусью есть сфера взаимодействия, о которой очень мало говорится в прессе – военное сотрудничество. Оно идет по линии министерств обороны широким фронтом. Во-первых, создана региональная группировка войск – единственное подобное образование на постсоветском пространстве. В нее входят все вооруженные силы Республики Беларусь, а также Западный военный округ России. Это силы, которые в случае военных действий поступают под единое командование. Региональная группировка войск проводит регулярные командно-штабные, полевые учения по меньшей мере раз в год. Представители Вооруженных Сил России и Беларуси дают такому взаимодействию самую высокую оценку.
Самая большая сложность – экономическое взаимодействие. Решение таких вопросов, пожалуй, занимает у структур Союзного государства львиную долю времени. Субъектов экономической деятельности много, у каждого свои интересы и стремление получить максимальную выгоду от взаимодействия. Поэтому время от времени возникают конфликты интересов. Из тех, что на слуху – цены на газ, на нефть, условия поставок.
В чем проблема? Когда задумывалось Союзное государство, на конечном этапе предполагалось создание единой государственной структуры со своей конституцией, валютой, с единым экономическим, транспортным, энергетическим пространством... Итогом должно стать принятие конституционного акта – в Договоре о создании Союзного государства и сопутствующих соглашениях четко обозначено, что это венец интеграционной деятельности. Создание единых пространств, о которых я сказал, должно привести к этому. И это самое сложное в нашей деятельности в силу разных причин.
Сейчас под эгидой министерств экономики идет работа над 31-й дорожной картой, из них порядка 23 согласованы. Но касающаяся налогового кодекса – одна из тех, что привлекает наибольшее внимание. И это понятно: создание единства промышленной политики и экономического пространства проблематично без гармонизации налогового законодательства. Предприятиям трудно конкурировать, если у них разные условия налогообложения.
Российская сторона считает свой налоговый кодекс более совершенным и потому предлагает: принимайте его – и это решит проблему. Беларусь к такому решению не готова. В результате споров выработана такая формула: не обязательно принимать единый кодекс – российский или белорусский, достаточно гармонизировать их по ключевым позициям. Сейчас идет работа в этом направлении.
Наверное, не только в двусторонних отношениях, но и внутри каждой страны есть потребность в проектах, которыми можно гордиться. Когда люди видят, что в стране свершается что-то большое и хорошее, у них улучшается настроение. В числе прочего это побудило нас к выдвижению инициативы создания высокоскоростных магистралей, которые соединяли бы Россию, Беларусь, далее шли в Западную Европу, а может, и в Китай. Предварительная проработка этого вопроса на политическом уровне и в России, и в Беларуси, и в Польше, и в Германии вызвала только положительные отклики. Я презентовал проект и на форуме в Вероне, и в Брюсселе на одной из конференций ЕЭС – нам тут же посыпались предложения от банковских структур, инвестиционных фирм. Это лишний раз подтверждает, что нам нужно иметь такие проекты, в которых объединялась бы созидательная мощь стран-участниц.
Григорий Рапота уверен: «Добрососедство – это, в первую очередь, взаимное доверие. Оно зиждется на хорошем понимании друг друга, а понимание – на знании. Чем больше друг друга знаем, тем больше понимаем, а чем больше понимаем – тем больше доверяем».
Виталия КРИЧЕВСКАЯ