После долгого перерыва театры возобновляют показ спектаклей на сцене. Однако вынужденная пауза не прошла даром: они не только нашли новый способ общения со зрителем, но и научились зарабатывать.
Директор Республиканского театра белорусской драматургии Светлана Карюкина рассказала, что до пандемии телевидение записывало спектакли для трансляции в эфире, а вот опыт онлайн-показа удалось получить только сейчас.
Национальный академический театр имени Янки Купалы также тесно сотрудничал с ТВ. Системная работа в онлайн-формате была налажена в 2019 году, после подписания договора с частным телевизионным сервисом о трансляции 11 репертуарных спектаклей. Как отметил генеральный директор Купаловского театра Павел Латушко, подобное направление имеет свои перспективы, особенно в ситуации, когда нет возможности работать в классическом варианте театра – с приглашением зрителей.
Одним из первых масштабных проектов Купаловского стала всемирная трансляция знаменитого спектакля «Паўлінка», которую посмотрели около 20 тыс. зрителей. Спектакль получил много хвалебных отзывов. Кроме того, открыты несколько каналов на «Ютьюбе». Например, «Купалаўскі дома» – это показы спектаклей из архива театра, творческих вечеров артистов, встреч, праздничных мероприятий. Многие были в восторге от рубрики «Чытаць я хацеў!», где актеры театра декламировали произведения белорусских и зарубежных авторов. Кстати, первое видео из этой серии за один вечер посмотрели более 1,3 тыс. человек.
Кроме того, появилась возможность купить журнал театра в электронной версии. Перспективность работы в подобном формате подтвердилась и с финансовой точки зрения: Павел Латушко отметил, что за май доход Купаловского от онлайн-проектов, включая средства рекламодателей и спонсоров, составил около 50 тыс. белорусских рублей.
Эффективной оказалась работа в интернете и у Республиканского театра белорусской драматургии. За последние месяцы он организовал несколько десятков онлайн-трансляций архивных записей постановок, показал ряд документальных фильмов о своем закулисье, провел онлайн-премьеру спектакля «Профiт». На ютьюб-канале появился проект «Антракт_з_РТБД», для которого члены труппы записывают небольшие ролики на различные темы: готовка, чтение, игры, прогулки с домашними питомцами и т. д. Под каждым видео – ссылка на сайт билетного оператора, у которого можно купить онлайн-билет за 2–10 рублей. И хотя основная часть проектов РТБД бесплатная, директор театра Светлана Карюкина отмечает, что зрители активно их поддерживают финансово. Билеты приобретают даже на ролики проекта «Антракт_з_РТБД».
«Когда мы этот проект запустили, нас уверяли, что никто из зрителей не даст нам ни рубля, – рассказала Светлана Валентиновна. – Но оказалось, что это не так: да, денег приходит немного, но они приходят. И мы понимаем, что зритель нас не забывает».
Проект «Антракт_з_РТБД» и онлайн-трансляции архивных записей постановок продолжатся. «Возможно, выходить они будут с меньшей регулярностью, чем сейчас. Не исключено, что немного изменится вариант показа или рубрикация проектов, но мы не закроем их», – отметила директор театра.
Купаловский театр также планирует развивать интернет-проекты. Например, принимать участие в международных онлайн-фестивалях. Павел Латушко убежден: работа с видеоконтентом – это дополнение к основной деятельности театра, которое имеет перспективы, но не сможет заменить классическую форму показа спектаклей.
«Мы пошли путем видеоформата, но считаем, что зритель, который любит Купаловский театр, не удовлетворится только просмотром видеоконтента, – убежден Павел Павлович. – Он, безусловно, придет в театр, потому что атмосферу Купаловского можно прочувствовать только внутри него. Мы находимся в уникальнейшем здании – с точки зрения акустики, восприятия. И, конечно, возможность непосредственного контакта с актерами заменить ничем нельзя, никаким видеоконтентом».
Виталия КРИЧЕВСКАЯ