Мало кому известно, что за свою короткую, но яркую жизнь Максим Богданович оставил свой след и в журналистике. Обнаружены ранее неизвестные статьи его авторства на страницах некогда популярной ярославской газеты «Голос». О чем белорусский классик писал в российских изданиях и что его связывает с Екатериной Февралевой, узнала газета «7 дней».
Максим Богданович родился в Минске в 1891 году. Его отец, Адам Егорович, был этнографом, фольклористом и языковедом. Мать, Мария Афанасьевна Мякота, – учительницей. Семья недолго жила в будущей столице Беларуси: Адама Егоровича переводили на новые места работы. Богдановичи сначала перебрались в Гродно, затем в Нижний Новгород, Ярославль. Там Максим пошел в шестой класс гимназии. Именно с жизнью в Ярославле и связана основная деятельность поэта и его сотрудничество с публицистическими изданиями.
«Богданович, увлекаясь литературой, пробовал себя и в качестве журналиста, и публициста в различных газетах и журналах, – рассказал заведующий филиалом «Литературный музей Максима Богдановича» учреждения «Государственный музей истории белорусской литературы» Михаил Барановский. – В первую очередь он публиковался в ярославской газете «Голос» («Северной газете»), «Нижегородском листке», «Русском экскурсанте», журнале «Сатирикон», еженедельнике «Музыка» и многих других. Печатался в украинских изданиях и, конечно, в белорусской «Нашай ніве».
Есть несколько версий относительно времени появления Максима Богдановича в газете «Голос». Кто-то из исследователей считает, что он начал сотрудничать с ярославским изданием в годы учебы в гимназии (1902–1911), другие же полагают, что во время учебы в Демидовском юридическом лицее (1911–1916). До сих пор точного ответа на этот вопрос нет.
«Его первые предполагаемые публикации, размещенные в газете (1909, 1910) подписаны псевдонимом. В установлении авторства опираемся исключительно на воспоминания одного из редакторов газеты – Каныгина, – пояснил Михаил Александрович. – Он утверждал, что Богданович использовал псевдоним Rion и Эхо. Под своей фамилией Максим начал печататься позже. Поэтому, из-за недостатка фактов, есть вероятность, что некоторые произведения, которые сейчас приписываются Богдановичу, – не его. Хотя доля ошибки составляет довольно маленький процент».
Основная деятельность Максима Богдановича в «Голосе» приходится на лицейские годы. Как подчеркнул заведующий филиалом музея, есть большая вероятность того, что юношу брали в газету как корреспондента для студенческих новостей. К сожалению, данная рубрика авторства не имела. На печатных страницах освещались вопросы внутреннего распорядка лицея, экзамены, поступление и самоуправление. Можно смело утверждать, что часть заметок принадлежит Богдановичу.
«Примерно в то же время белорусский классик начинает активно печататься в рубрике «Библиография», – добавил Михаил Барановский. – Это были не обширные рецензии, скорее, небольшой обзор издания. Таких материалов довольно много и они приведены в «Полном собрании сочинений». Под оригинальной фамилией и именем печатались некоторые фельетоны и статьи. Также они выходили под криптонимом – М.Б.».
Авторство некоторых материалов удалось установить благодаря списку черновиков поэта, воспоминаниям отца – Адама Егоровича и товарищей Максима. Большой корпус текстов помогла выявить и переписка сотрудников газеты «Голос». К примеру, в одном из писем Алексею Золотареву Николай Огурцов отмечает: «Максим Адамович жарит фельетоны под псевдонимом «Ив. Февралев». Таким образом исследователи получили подтверждение тому, что Богданович подписывался так. Александр Титов, один из его товарищей, подтвердил эту версию в своих воспоминаниях.
«Как-то он прочитал в «Голосе» стихотворение женщины Екатерины Февралевой, которое ему очень понравилось и поделился впечатлением с Богдановичем. Тогда Максим ответил, что автор этих строк он. К сожалению, пока не удалось разобраться, почему были выбраны именно такие псевдонимы. Но, изучая личность Богдановича, думаю, что какая-то история за этим выбором имен скрывалась», – рассуждает Михаил Александрович.
Поскольку дневников Максима Богдановича не сохранилось, то исключительно благодаря его публикациям мы можем узнать темы, которые волновали автора. В одной из них Максим Адамович призывал общественность к помощи людям с ограниченными возможностями, тем, кого война сделала инвалидами. Объяснял, что необходимо создавать фонды, кружки по реабилитации, организовывать занятость.
«Для таких текстов нужна авторская и гражданская позиция, – уверен заведующий филиалом музея. – К какой бы теме ни обращался поэт, он стремился найти свой собственный путь. Нельзя не отметить и его трепетное отношение к детям».
Это был больной вопрос для Богдановича, который мечтал о ребенке, семейном счастье, но в то же время не особо верил в него, зная, что жить ему осталось несколько лет (весной 1909 года поэт заболел туберкулезом. – Прим. ред.). Он выезжал в детские приюты, рассказывал о том, как там живут, с какими проблемами сталкиваются учреждения... Когорта исследователей, которые изучали творчество Богдановича, проделала огромную работу. Благодаря этому сегодня мы имеем собранные систематизированные сведения, свидетельства, воспоминания. Изучен большой корпус эпистолярия и различных изданий.
«Поэтому, с одной стороны, нам, современным исследователям, немного проще, – рассуждает Михаил Александрович. – Но с другой... надо владеть большим объемом информации, чтобы искать дальше, потому что даже имея перед собой цифровую копию газет, но не зная контекста и псевдонима, шансов доказать, что автор конкретных строк – Максим Богданович, практически нет. Считаю, что есть еще направления, работа в которых может привести нас к новым открытиям. Нужно только усердие, время и немного удачи».
Директор музея Максима Богдановича – Центра белорусской культуры города Ярославля Наталья Прохорова:
«В преддверии 130 годовщины со дня рождения Максима Богдановича (будем праздновать в 2021-м году. – Прим. ред.) мы, как и наши коллеги из Беларуси, проведем масштабные мероприятия. К примеру, хотим издать рукописный сборник «Зеленя». Это авторские переводы Максима Богдановича на русский язык».
Фото Рамиля НАСИБУЛИНА
и из архива филиала «Литературный музей Максима Богдановича»
учреждения «Государственный музей истории белорусской литературы»