В этом году исполняется 10 лет одному из лучших фильмов последнего времени о Великой Отечественной войне – кинодраме «Брестская крепость». Картина, по версии многих сайтов, вошла в топ-100 мирового кинематографа.
Исторически сложилось так, что кинематографическая Беларусь «специализировалась» на теме войны. Именно здесь, на нашей земле, сняты десятки знаковых лент: «Девочка ищет отца», «Часы остановились в полночь», «Альпийская баллада», «Я родом из детства», «Через кладбище», «Руины стреляют», «Сыновья уходят в бой», «Свидетель», «В августе 44-го», «Иди и смотри», «Государственная граница», «Днепровский рубеж», «Поп» и многие другие.
Александр Котт – ученик выдающихся мастеров: режиссеров российского и польского кинематографа – Владимира Хотиненко и Анджея Вайды, снимал фильм «Брестская крепость», не стилизировав его под ретро, а современным языком. Делал картину для тех, кто знает о войне уже не по горьким рассказам стариков-ветеранов, а лишь по скупым фразам из учебников истории.
«Перед началом съемок мы досконально изучили материалы, хранящиеся в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой». Это была практически научная работа, потому что мы вели разговор о реальных людях: Кижеватове, Фомине, Гаврилове, – рассказал режиссер-постановщик Александр Котт. – Всегда, когда берешься за тему, в которой есть реальные герои, очень важно, с одной стороны, не уйти в документальное кино, с другой – сохранить интонацию и не выдумывать. Максимально старались идти от реальности. Более того, в фильме есть кадры, снятые по фотографиям, которые мы увидели в музее».
Александр Котт признался, что для него «главным в фильме было не наврать». За итоги своей работы он чувствовал личную ответственность и перед зрителем, и перед своим дедом, Самуилом Касьяновичем Коттом, кавалером ордена Красной Звезды, командовавшим зенитно-артиллерийским взводом 1683-го артиллерийско-зенитного артполка 2-го Прибалтийского фронта и учебно-строевой частью резерва офицерского состава 51 армии. И со своей задачей – максимально приблизить изображение к тому, что происходило, – режиссер справился великолепно.
Сам факт обращения к теме войны в фильмах – это хороший знак. Другой вопрос – насколько все у современных кинематографистов получается. Уходит порой понятие художественности, да и высокие внутренние цензоры в отношении своей работы не всегда объективны. «Брестская крепость» – скорее исключение из списка проходных работ. Ее принял, оценил и полюбил зритель.
По мнению белорусского киносценариста Александра Нилова, эту выдающуюся картину стоило бы тогда выдвинуть на кинопремию «Оскар». Все советские фильмы о войне созданы на основе либо реальных событий, либо выдающихся литературных произведений, написанных в большинстве своем писателями-фронтовиками. Западные ленты военной темы, например, «Спасти рядового Райана», «Ярость», считает Александр Нилов, в чистом виде – пропагандистское кино. Отличное, мощное. Добротно сделанное и оцененное, кстати, соответствующим образом. «Но речь идет о сути происходящего. Ведь то, что там показано, – выдуманная история. В реальности не было такого! Если бы «Брестская крепость» по-честному дошла до номинации «Оскар», думаю, что взяла бы не одну статуэтку. И Андрей Мерзликин – первый претендент на эту роль!» – заключил киносценарист.
Стремление поговорить с новым поколением о тех страшных и одновременно героических страницах нашей истории вновь и вновь возвращает современных кинематографистов к теме войны. На взгляд кинокритиков и экспертов, это важный и правильный посыл, иначе о тех самых «сороковых-роковых» наша молодежь будет узнавать с чужих голосов. И тогда, рано или поздно, она поверит в то, что Европу освобождали американские рядовые Райаны, что бывшие бравые эсэсовцы боролись за свободу и независимость, а героическую защиту Брестской крепости придумали советские пропагандисты. Развенчивание вредоносных мифов, искажающих правду о той войне, – долг каждого честного человека, в том числе и кинематографистов.
«Я неплохо знаю поколение Z, имею опыт работы в гимназии в 9-х классах. В этом году программа по литературе атомная: «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», советские авторы… Как вы думаете, какое произведение на детей произвело самое большое впечатление? Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие»! Дети с удовольствием смотрели одноименные фильмы, и, к моему удивлению, им больше понравился черно-белый вариант Станислава Ростоцкого», – поделился своими впечатлениями кандидат филологических наук Владимир Капцев.
С ним согласился секретарь ЦК КПБ Георгий Атаманов, который отметил, что у молодежи, иначе воспринимающей те далекие события, существует генетическая память. Он уверен: если в семье родители рассказывают детям о войне, помнят предков, чтут традиции, уважают культуру, то вырастет нормальный, патриотически настроенный ребенок.
«Мне кажется, что это Великий фильм о Великой войне. Он вызывал редкое для меня в последние годы ощущение – сочувствие и сопереживание, – призналась белорусский киносценарист Вера Савина. – Сегодня чаще всего фильмы о войне смотришь в лучшем случае с любопытством. А в этой истории душа болит. И это важно. Спасибо за картину!».
Премьеру картины вспоминает актер Андрей Мерзликин, сыгравший одного из руководителей обороны крепости Андрея Кижеватова:
«На территории Брестской крепости 22 июня 2010 года установили большой экран, поставили лавочки на берегу реки Мухавец. Присутствовали и ветераны, участники тех событий. И когда в четыре утра забрезжил рассвет, для нас трехчасовой фильм закончился, а для тех героев, которых мы играли на экране, все только началось. И был такой сильный эмоциональный эффект. Никто в конце фильма не начал разговаривать, делиться впечатлениями. Помню только, как кто-то первый взял подарочные сувенирные фляжки, на которых было написано «Брестская крепость», подошел к реке, набрал воды и пошел в сторону памятника «Жажда». И стал солдату выливать воду. И после так сделал каждый гость. Эта молчаливая акция впечатлила сильнее, чем какие-либо отзывы. Я уехал с ощущением того, что произошло что-то важное. Более того, что-то важное для меня».
Елена НИКОЛАЕВА