Кто не помнит знаменитую сцену дуэли из культового французского боевика «Профессионал»? Решивший мстить за модную нынче «политкорректность» спецагент Бомон против пришедшего его остановить садиста и по совместительству комиссара Розена! Жан-Поль Бельмондо и Робер Оссейн. Добро и зло! Они стоят друг против друга. Замерли… Их глаза пересеклись на директрисе выстрела, который должен вот-вот прозвучать. Весь вопрос, кто произведет его быстрее и точнее? А пока в испуганной пустоте между ними трепещет, как последняя надежда, гениальная музыка Эннио Морриконе «Chi Mai…» – «Кто и когда угодно…». Музыка сладкая и тревожная, как сама жизнь. Хочется, чтобы она длилась бесконечно, но законы жанра неумолимы. Бах!!!
Вот точно так – ожидаемо и неожиданно – прозвучала весть, что композитора, сочинившего музыку для «Профессионала», больше нет. Эннио Морриконе было 92 года. Он прожил долгую славную жизнь. Кто теперь будет нас радовать настоящей музыкой – популярной, но написанной в классическом стиле для оркестра и массового кино?
Джерри Голдсмит и Джон Барри давно на небесах. Владимир Косма? Пожалуй, только он… Слава Богу, с нами еще живет обыкновенное чудо – Геннадий Гладков, чей театр есть и в Минске. Но что-то давно Гладкова не приглашали в большое кино!
Однако вернемся к Эннио... Морриконе родился 10 ноября 1928 года в Риме. В 12 лет поступил в консерваторию, где получил три диплома – по классу трубы, аранжировки и композиции. В 16 лет Морриконе занял место второй трубы в ансамбле Альберто Фламини, где прежде играл его отец. В 1960 году начал аранжировать песенки для телешоу, а в 33 года занялся музыкой к фильмам. Безуспешно…
Как же так вышло, что две самых знаменитых дуэли мирового кино – в вестерне «Хороший, плохой, злой» и в «Профессионале» – прошли под музыку Морриконе? Одна разыгралась в конце XIX века, другая в конце прошлого. В первой участвовали трое ковбоев, во второй двое шпионов. И везде победил лучший… Впрочем, все были хороши: и Клинт Иствуд, и Эли Уоллах, и Ли Ван Клиф, и Бельмондо с Оссейном. Однако можно точно утверждать – ни одна из этих дуэлей не казалась бы настолько напряженной, если бы не музыка Эннио Морриконе!
Он прослыл мастером паузы. Заполнял самый длинный или скучный кадр таким глубоким смыслом – не только музыкальным, но и философским, – о котором режиссер порой даже не помышлял. И это возвышало фильмы с партитурой Морриконе на уровень притчи. Не зря его друг на всю жизнь и однокашник Серджио Леоне любил приглашать Эннио прямо к себе на съемочную площадку. Как обычно работает режиссер с композитором? – показывает ему уже готовый материал, указывает хронометраж пленки и говорит: «Озвучь!». В фильмах же Леоне многие сцены буквально выстроены под музыку Морриконе. Можно сказать, что эти картины ваяли не только режиссерские ножницы, но и дирижерская палочка!
Как к этому пришел Эннио – одному Богу известно – ведь именно тот раздает таланты и судьбы. Морриконе можно считать счастливчиком: его подтянул к мировой славе другой счастливчик – прародитель спагетти-вестернов Серджио Леоне. Впрочем, идея режиссера была вполне коммерческая: снимать дешевые итальянские вестерны на дешевой испанской натуре и с дешевыми «звездами», но для пресыщенных американских зрителей. А композитором и вовсе можно пригласить своего лучшего друга, потому что тот может помочь и за бесплатно. Схема безумная, но она сработала! И знаете почему? Потому что если бездари могут угробить даже самый большой бюджет, то таланты даже при минимальном финансировании могут сделать конфетку. Или шедевр!
Первый их фильм так и назывался – «За пригоршню долларов». Зритель ломал голову – что бы это значило? По сути Серджио и Эннио снимали фильм про самих себя. Только под видом не разборчивых в средствах и небогатых ковбоев, которые точным выстрелом в зрительские сердца должны были сорвать себя с долговой петли.
Бахх!!! Веревка тогда лопнула… Вернее, ее срезала горячая пуля истинного искусства. И началась «легенда». Вернее, притча – «Однажды в Голливуде». Не зря ведь Тарантино называет Леоне величайшим режиссером, а свой последний «Оскар» Морриконе заработал именно на одном из «киночтив» Квентина. Три итальянца составляют сегодня славу Голливуда. Которому больше нечего предъявить…
В кино было много хороших композиторов. И многих из них легко отличить по «почерку». Морриконе можно узнать по первым же звукам. Ему не повезло в одном – в его музыке слишком много бандитов, убийц и мошенников. Но он сумел извлечь из этого не самого лучшего материала высокую мелодию любви, поэтому он – профессионал. И кто ему придет на смену? Пожалуй, никто.