Третью неделю разгорается огонь «новой старой» войны на Кавказе. Карабахский конфликт, который разразился на излете советского периода нашей истории и привел к этническим чисткам и ужасному кровопролитию в начале 90-х годов прошлого века, вновь дал о себе знать.
Как известно, в момент ослабления и распада Советского Союза давние исторические обиды и претензии проживающих рядом на протяжении сотен лет армянского и азербайджанского народов выплеснулись в публичное пространство и привели к прямому военному конфликту, жертвами которого стали до 25 тысяч человек, а сотни тысяч превратились в беженцев. По результатам войны 1991–1994 гг. азербайджанская сторона фактически утратила контроль над землями Нагорного Карабаха. Тут было провозглашено самостоятельное государство. Однако официального признания со стороны международного сообщества Нагорно-Карабахская Республика так и не получила. При этом в состав самопровозглашенного государственного образования включили земли между Арменией и историческим Арцахом, которые никогда не относились к Карабаху и всегда были этнической азербайджанской территорией. Но обладание ими позволяет установить прямую сухопутную связь между Ереваном и Степанакертом (центром непризнанной НКР).
С 1994 г. действует перемирие, закрепившее фактическое территориальное «статус-кво». Для заключения окончательного мирного договора и урегулирования конфликта дипломатическим путем была создана Минская группа ОБСЕ. Ее сопредседателями стали Россия, США и Франция. Однако и Азербайджан, и Армения заняли достаточно жесткие позиции. Официальный Баку настаивает на соблюдении принципа территориальной целостности и требует вернуть все земли Нагорного Карабаха и захваченные армянской армией районы под свою юрисдикцию. Ереван выступает за верховенство права наций на самоопределение и говорит о необходимости признать независимость Арцаха как еще одного армянского государства, а территории, захваченные в ходе военных действий, рассматривает как гарантии для заключения выгодного для себя соглашения с Азербайджаном, обязуясь вернуть их после решения карабахского вопроса.
При таком подходе военное столкновение было неизбежным. С 27 сентября практически по всей линии соприкосновения Азербайджана и Нагорного Карабаха начались военные действия. Обе стороны объявили о введении военного положения и начали мобилизацию (Армения – полную, Азербайджан – частичную). Обе стороны распространяют противоречивую информацию о количестве погибших, потерях в технике и контроле за территориями. Достоверно известно о массовых артиллерийских и ракетных обстрелах Степанакерта – столицы самопровозглашенной республики, других городов на территории Нагорного Карабаха. В выходные был обстрелян ракетами азербайджанский город Гянджа. Особенно тревожным стал факт военного удара со стороны вооруженных сил Азербайджана по военной технике Армении, находившейся на ее территории в районе Карвачара (Кельбаджар). Инцидент произошел в среду, 14 октября, и вызвал весьма резкую реакцию Миноборо-ны Республики Армения, заявившего, что нападение на армянскую территорию чревато расширением масштабов и территориального распространения конфликта. Со стороны Армии обороны Нагорного Карабаха прозвучали заявления о двух сбитых азербайджанских самолетах СУ-25 (12 и 14 октября), однако Министерство обороны Азербайджана выступило с опровержением данного факта.
Все это время не прекращаются попытки дипломатического урегулирования конфликта при международном посредничестве Минской группы. Так, 8 октября в Женеве прошли переговоры в закрытом формате. А в субботу, 10 октября, в Москве после 11-часовых переговоров, которые модерировал глава МИД России Сергей Лавров, было подписано соглашение о перемирии, вступившее в силу к полудню. К сожалению, в тот же день перемирие было нарушено, поэтому усилия дипломатов по примирению сторон продолжатся.
Очевидно, что карабахский конфликт не имеет военного решения, однако ряд участников заинтересован в его эскалации, и среди них на первых ролях – Турция, которая оказывает Азербайджану всемерную военно-дипломатическую поддержку. Анкара занимается поставкой в азербайджанскую армию техники, в том числе беспилотных летательных аппаратов собственной разработки. Учитывая этот факт, с началом горячей фазы конфликта Канада прекратила поставку в Турцию навигационного оборудования, использовавшегося для оснащения БПЛА. Это, однако, не остановило турецкую сторону, заявившую о замене импортных деталей и узлов собственными разработками. Помимо факта поставок военной техники и оборудования, в адрес Турции звучат и обвинения в переброске на линию конфликта боевиков, имеющих опыт войны в Сирии и Ливии. В частности, материал об этом был опубликован в солидном американском издании The Wall Street Journal. Официальная Анкара отвергла эти обвинения.
Остроты ситуации в Карабахе придает то, что Армения – член военного блока ОДКБ (членом которого является и Беларусь), и в случае военного вторжения на территорию республики это может привести к полноценной многосторонней войне. Включение в конфликт в активной форме Турции (члена НАТО) может втянуть туда и другие страны Североатлантического альянса. Поэтому урегулирование ситуации лежит даже не столько в плоскости двусторонних армяно-азербайджанских отношений, сколько в сфере глобальной геополитической игры. И исход такой игры предсказать весьма сложно.