Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Общий дом

№26 от 25 июня 2020 года

Превратившись в белых журавлей...
Превратившись в белых журавлей...

«Ржевский мемориал Советскому солдату» –  самый грандиозный военный памятник на постсоветском пространстве. Установленный на высоком насыпном холме рядом с федеральной трассой М-9 «Балтия», он заметен с расстояния двух километров.

На тверской земле монумент  появился неспроста. Во время Великой Отечественной войны почти 15 месяцев в этих краях велись ожесточенные бои. Немецкое командование называло Ржев «трамплином на Москву». Красная армия, сдерживая неприятеля в течение столь длительного срока, не дала осуществиться не только планам атаки на столицу: значительные силы противника были отвлечены и от Сталинграда, что повлияло на ход боев на южном фланге.

Впервые в российской истории проект возведен не за счет федерального бюджета, а на народные пожертвования. Почти половина затрат, а это около 300 миллионов рублей, – средства граждан России и бывших союзных республик. Люди помогали и  строительными материалами: кто-то передавал брусчатку для мощения площадки, кто-то – песок. Существенный вклад в финансирование строительства внесло Союзное государство, благодаря чему отлита центральная фигура мемориала – скульптура солдата, попавшего в самое пекло войны.

Мемориал создавался по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны и Российского военно-исторического общества (РВИО) при поддержке Союзного государства, Министерства культуры Российской Федерации, Правительства Тверской области.

…На творческий конкурс в 2017 году были поданы 32 проекта из Москвы, Белгорода, Брянска, Иркутска, Клина, Новосибирска, Талдома и Республики Беларусь. В нем участвовали в том числе и самые именитые скульпторы. Результаты первого тура были аннулированы: члены жюри решили, что работы не совсем соответствуют теме конкурса. В них мало души. Только после второго тура, в мае 2018 года, был объявлен проект-победитель. Его авторы – молодой скульптор Андрей Коробцов и архитектор Константин Фомин. Идея навеяна строчками Александра Твардовского из стихотворения «Я убит подо Ржевом», где рассказ идет от лица павшего солдата. Боец завещает нам, потомкам, быть счастливыми и свято беречь Родину «в память воина-брата, что погиб за нее». Когда смотришь на Ржевский мемориал, эти слова трогают особенно сильно, до самой глубины души….

«Бронзовая скульптура высотой 25 метров и весом порядка 80 тонн визуально парит над землей. Этот эффект достигается за счет того, что фигура солдата опирается на 30-тонный стальной каркас высокой прочности, который почти не виден на фоне неба. Мы надеемся, что комплекс станет местом, где встречаются поколения, которые бережно хранят память о великом подвиге героев как погибших на Ржевско-Вяземском выступе, так и всех, кто отдал жизнь на полях Великой Отечественной войны», – заявил исполнительный директор РВИО Александр Барков.

Вместо фрагментов одежды солдата в нижней части скульптуры авторы изобразили журавлей – птиц, которые считаются символом души павшего воина. В итоге фасадный ракурс получился не просто удачным: кажется, что журавлиный клин поднял героя битвы над землей. Образ дополняет подсветка: лицо будет освещаться более теплым светом, а журавли, души умерших, – холодным белым…

Чтобы такой грандиозный монумент был устойчив, проводились серьезные испытания: модель памятника продувалась в аэротрубе, проверяли на ветровые нагрузки. В итоге конструкторы уверили, что скульптура имеет тройной запас прочности. Кстати, в основу кургана заглублены аж 1030 свай!

Для работ задействовали производственные мощности литейной мастерской скульптора Александра Рукавишникова в подмосковном Солнечногорске, а металлическую конструкцию для центральной фигуры солдата изготовили на белгородском заводе «Белэнергомаш» – ведущем российском предприятии энергомашиностроения.

Над установкой памятника трудилось около 100 человек, включая рабочих, укладывающих брусчатку, проводивших коммуникации и занимавшихся благоустройством территории. Отлито огромное количество элементов – больше 600.

Перед  монументом  находится входная группа: две стены, напоминающие окопы, имеют ломаную геометрию. К ним прикреплены листы кортеновской стали с изображениями бойцов, сражавшихся в Ржевской битве, с более 17 тысячами фамилий павших. Однако на стенах поместилась лишь малая часть имен героев, остальные доступны теперь в цифровом виде в музейной части павильона.

Ржевский мемориал – первый крупнейший памятник подвигу советских солдат, созданный в современной России. По масштабу и значению он встанет в один ряд с такими мемориальными комплексами, как «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде, «Защитникам советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» в Мурманской области, «Тыл – фронту» в Магнитогорске, «Памятник Матросу и Солдату» в Севастополе, «Поклонная гора» в Москве, Пискаревское мемориальное кладбище в Санкт-Петербурге.

«Работа над памятником Ржевского мемориала полностью завершена, – написал в своем аккаунте 23 апреля Андрей Коробцов. –  Очень надеюсь, что памятник понравится! Сейчас испытываю легкое опустошение, два с половиной года жил с этим проектом. Хотел бы поблагодарить всех, кто принимал участие в создании монумента, благодаря вам всем результат оказался достойным!».

Андрей Коробцов: «Решили уйти от пафосности»

У известного российского скульптора наш корреспондент узнала интересные подробности создания Ржевского мемориала.

– Перед тем как подать заявку на конкурс, вы изучали опыт советских монументалистов, в частности Вучетича, Селиханова, Занковича?

– Задача стояла сделать что-то, радикально отличающееся от того, что создали наши предшественники. Но все равно наработки наших замечательных мастеров оказались очень важными для нас. Мне нравится советская школа, считаю ее вершиной мировой монументальной скульптуры.

– Вы уже создали монументы, которые установлены в Москве, Туле, Губкине Белгородской области и даже в греческих Салониках. Однако  в кругу коллег считаетесь молодым скульптором – этот «статус» помогал или мешал создавать такое масштабное «полотно»?

– Трудно представить, как бы вел себя я, будь постарше… Признаюсь, что ни в один из проектов не погружался так глубоко, как в этот. Мы с Костей (Константином Фоминым. – Прим. ред.) решили уйти от пафосности, а потому хотели, чтобы у солдата было не скорбное и не ликующее, а отрешенное лицо. Это должен быть взгляд человека, осознавшего весь ужас войны. Мы изучали историю Ржевско-Вяземской операции, перечитали «Я убит подо Ржевом» Твардовского, трилогию Симонова, пересмотрели десятки военных фильмов. Я восхищаюсь героизмом советских людей. Момент, когда человек решает пожертвовать собственной жизнью ради Родины, является чем-то магическим, сакральным…

– Говорят, что лицо солдата вы лепили по фотографии своего деда?

– Лицо солдата – это собирательный образ воина-победителя. Да, первоначально планировал сделать портрет деда и даже вылепил его в рабочей модели. Затем понял, что довольно сложные дедушкины черты лица не совсем органично вписываются в задумку. Российское военно-историческое общество помогло получить от Министерства обороны фотографии непосредственных участников Ржевской битвы. В итоге получилось так: от одного солдата взял губы, от другого – глаза, от третьего – форму лица.

– Как в этом году отметили День Победы?

– Мы приехали к Ржевскому мемориалу с архитектором и целый день провели на площадке. Видели огромное количество людей… Они несли цветы, просили нас возложить их к подножию.

Памяти павших  будем достойны

Российский военный историк Алексей Исаев:

– Сражение за Ржев стало важной частью общей стратегии Красной армии в тяжелом 1942-м. Именно здесь формировалась тактика и приемы использования артиллерии, танков, штурмовых групп пехоты. Войны выигрываются наступлением. Волею судеб Ржев после Победы приказано было забыть. В этой связи нельзя не приветствовать возведение мемориального комплекса подо Ржевом в память о советских солдатах Великой Отечественной. Это был Верден советско-германского фронта. Бойцы и командиры Западного и Калининского фронтов, сражавшиеся в опутанных колючей проволокой и изрытых воронками полях на подступах к Ржеву, заслуживают памяти потомков.

Председатель Белорусского общественного объединения ветеранов Иван Гордейчик:

– Создание любого мемориала, в том числе и Ржевского, – это дань памяти нашим предкам, нашим отцам и дедам, которые погибли при защите Отечества. Победа – самое значимое событие XX века,  зримое свидетельство того, что советский народ ценой неимоверных усилий выстоял, выдержал этот чудовищный натиск и сломал хребет фашизму. Опыт создания Ржевского мемориала следует перенимать, чтобы в дальнейшем не только мы, но и дети, внуки помнили о славных страницах нашей истории.

Член Союза писателей Беларуси и России Вячеслав Бондаренко:

– Этот мемориал посвящен, в сущности, последней неувековеченной важной битве Великой Отечественной войны, потому что все другие грандиозные сражения уже возвеличены в мраморе, железе, бронзе и камне. Эта битва оставила глубокий след, поскольку всем известны ее огромные потери –  более миллиона убитых и раненых. Ржевская битва – фактически срыв второго германского наступления на Москву и задумки немецкого командования о переброске войск под Сталинград и Ленинград. Второй важный момент – это возвращение практики воздвижения памятников именно на народные средства.

Народный артист России Николай Цискаридзе:

–  Для меня, не только как гражданина, но и педагога, который отвечает за будущее поколение, очень важно, чтобы все помнили о подвиге наших предков. 9 Мая – это день мужества, день памяти уникальных людей, у которых откуда ни возьмись возникла такая сила противостоять злу, натиску гигантской армии и победить.

В российской истории есть  много памятников, которые построены на народные деньги. Это особенно важно, когда люди ценят память тех, кто положил свою жизнь за то, чтобы мы сегодня дышали, радовались и жили.

Кинорежиссер, народный артист России Никита Михалков:

–  Знаменательно, что в то время, когда в Европе пытаются забыть подвиг советского солдата и сносят памятники, во Ржеве на народные пожертвования  возведен обелиск русскому воину – Советскому солдату-Победителю.

Мы все знаем, что Ржев – это последний рубеж. Мы все знаем, сколько народу погибло подо Ржевом. Поэтому считаю, что такой памятник абсолютно необходим. Мы ни при каких условиях не хотим и не дадим забыть, что сделала наша страна в Победе над гитлеровской Германией.

Материалы полосы подготовила Елена НИКОЛАЕВА



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Автопробег Брест – Иркутск – Брест, который получил название «Содружество: от Буга до Байкала», наверняка станет самым протяженным в этом году. Более 15 тыс. километров, 43 дня в пути, остановка в 22 городах обеих стран Союзного государства. В каждом из них передана на вечное хранение капсула со священной землей из Брестской крепости. В город над Бугом участники автопробега вернутся 21 июня, накануне 80-й годовщины начала войны.

Каково жить в квартире без центрального отопления?

В 1970 году авторы «Хатыни» получили самую престижную и самую высокую в СССР награду – Ленинскую премию. Юрию Градову было тогда 36 лет, его коллегам – на 2-3 года меньше.

В нынешнем году одна из премий  Союзного государства в области литературы и искусства  присуждена авторскому коллективу в составе Ирины Марголиной, Оксаны Черкасовой, Елены Петкевич и Ирины Кодюковой за цикл анимационных фильмов «Сказки старого пианино».
Ирина Марголина призналась: «Это особенная и очень важная награда. Она отражает совместный творческий труд представителей двух государств. Эта награда уникальна, она  выражает смысл объединения творческих людей  Беларуси и России».