В белорусском кинопрокате с успехом прошел фильм «Одесса» Валерия Тодоровского. Главную роль в картине сыграл Леонид Ярмольник. При этом популярный актер выступил еще и продюсером. Всего на его счету 126 ролей в кино. Наиболее известные: «Перекресток», «Тот самый Мюнхгаузен», «ТАСС уполномочен заявить», «Пеппи Длинныйчулок», «Человек с бульвара Капуцинов», «Мой сводный брат Франкенштейн», «Стиляги», «Трудно быть Богом».
– В картине Валерия Тодоровского вы сыграли колоритную роль. Читал, что этот герой похож на вашего отца...
– Фильм «Одесса» про время и семью. Мой герой действительно очень похож на отца. В жизни всегда есть проблема отцов и детей. Когда мой папа был жив, я с ним спорил, мы не могли прийти к консенсусу. А десять лет назад его не стало, и я понял: все, что он говорил, теперь это и мое убеждение. Получается, всю жизнь спорил не с отцом, а с самим собой. И чем раньше человек начнет понимать, что родители – твое начало и продолжение, тем скорее придут к осознанию, что это и есть взросление, где ум, талант, любовь, чувства. Счастливы те, кто это осознает вовремя.
– Одна из лучших ваших ролей в фильме Германа «Трудно быть Богом». Как работалось, ведь картина снималась 15 лет?
– Когда принял приглашение Алексея Юрьевича Германа, я уже был состоявшимся актером и мне казалось, что все умею играть. Но он терпеть не мог, когда актеры играют. У Германа свою роль актер должен проживать. Было невыносимо трудно работать, но, с другой стороны, сниматься у Германа – это величайшее наслаждение. Уверен, что картина «Трудно быть богом» останется на века.
Фильм снимался долго, потому что Алексей Юрьевич не мог закончить сцену, если у него были какие-то сомнения. Перерывы в съемках случались еще и потому, что заканчивались деньги или Герман плохо себя чувствовал.
Периодически режиссеру было нужно, чтобы я выходил из себя, раздражался. Из-за этого мы с ним несколько раз чуть не подрались. Однажды он довел меня до того, что я раскричался, сорвал с себя костюм и уехал в Москву. Ассистенты режиссера долго искали актера, который смог бы меня заменить, чтобы доснять фильм. Но никого так и не нашли. Страсти со временем улеглись, и я вернулся на съемочную площадку.
– Вы дружили с Владимиром Высоцким, но фильм о нем – «Высоцкий. Спасибо, что живой» – вам не понравился.
– Это не мое кино. Оно у меня не соединяется не только с образом Высоцкого, но и с тем временем, и теми событиями. Хотя у фильма был успешный прокат. Я четыре года работал в театре на Таганке вместе с Владимиром Семеновичем. Мы хорошо общались, он брал меня на свои концерты, которые всегда проходили с успехом. Однажды Высоцкий предложил за него сыграть две роли в театре, когда он уезжал на съемки или на концерты. Для меня это была большая ответственность. В спектакле «Павшие и живые» достались роли Чаплина и Гитлера, а в «Десять дней, которые потрясли мир» – Керенского. Но, честно говоря, я не играл роль, а пытался изобразить Высоцкого. Как вы знаете, у Владимира Семеновича был хриплый голос. И я, копируя его, сорвал глотку.
– Какое кино вам нравится?
– К сожалению, сегодня вы не увидите такого, которое снимал Гайдай, Рязанов и Данелия. В этих фильмах – удивительный юмор, мораль и человеческие чувства. Зритель сейчас менее изыскан и требователен. Я старомодный человек и люблю настоящее кино. Если смотрю на экран, забывая о том, что я артист, и превращаюсь просто в зрителя, значит, это хорошее кино. Из последнего, что мне понравилось, это сериал «Домашний арест» с хорошим юмором Семена Слепакова. Мой друг Валера Тодоровский снимает хорошее кино и поэтому мы с ним сотрудничаем много лет.
– Многих волнует, почему вы ушли из жюри КВН?
– Потому, что в общечеловеческих вещах разошлись с Масляковым.
– Почему отказались сначала от звания заслуженного артиста, а потом и народного?
– Я действительно отказался от званий, потому что, например, Владимир Высоцкий не имел никаких званий, ему Государственную премию дали посмертно. А он был Пушкиным XX века. Считаю, что у артиста должно быть имя, а не звания. В настоящее время, к сожалению, звания заслуженного и народного артиста обесценились. Гордость нашей культуры – народные артисты СССР Юрий Васильевич Яковлев, Михаил Александрович Ульянов, Вячеслав Васильевич Тихонов, Олег Павлович Табаков, Олег Иванович Янковский и так далее. А сегодня в кого ни ткни, все народные, а где их гениальные работы в кино, театре?
Я их не видел.
Для примера, у голливудских актеров, которых знает весь мир, нет званий: есть обладатели премии «Оскар», победители разных международных фестивалей, но нет народных и заслуженных. На мой взгляд, в современных званиях есть что-то совковое, уравнивающее всех подряд. Михаил Ульянов на съезде ВТО предлагал отменить звания, но его не поддержали. Это дешевое тщеславие и больше ничего. В СССР обладатель звания имел различные льготы. Например, все народные ездили только в СВ-вагоне, а в гостиницах жили в люксе. Сегодня актеры передвигаются и живут согласно райдеру, за который отвечает или продюсер фильма, или организаторы гастролей.
– Вы активно занимаетесь благотворительностью и являетесь одним из соучредителей фонда «Артист», помогающего пожилым актерам, а еще активно работаете и в фонде помощи бездомным животным...
– Фондом «Дарящие надежду» я занимаюсь 20 лет. Мы, к сожалению, не цивилизованная страна в помощи животным. В этом фонде работает и моя дочка Александра. Всем говорю: участвуйте в благотворительности не в ущерб себе, а кто как может, и тогда вы, как и я, каждое утро будете просыпаться с радостью, что можете кому-то помочь. У меня собака – любимое животное, их у меня четыре.
– Какие человеческие качества цените?
– Всю жизнь прожил в сомнениях и считаю это одним из главных положительных качеств человека. Страшнее всего, когда люди не сомневаются.
– Вы 36 лет в счастливом браке. В чем заключается секрет долголетия семейных отношений?
– Счастье – когда ты понимаешь человека, с которым живешь, когда уважаешь его и сглаживаешь острые углы. Думаю, не нужно давать никаких советов, потому что все зависит от опыта и любви.