В этом году знаменитому мультфильму «Ежик в тумане», который получил около 40 международных и всесоюзных премий, исполняется 45 лет. Уникальная работа художника-мультипликатора народного артиста России, лауреата Государственной премии СССР Юрия Норштейна стала лучшим мультфильмом всех времен. Как рождаются шедевры? Секреты открывает легендарный режиссер.
– Юрий Борисович, несколько поколений детей выросло на мультфильме «Ежике в тумане». Как возник замысел и правда ли, что все рисунки сделала ваша жена?
– После успеха фильма «Лиса и заяц» неожиданно позвонил Сергей Козлов. Он похвалил мою работу и предложил почитать его сказки. Я согласился. Он принес около сорока текстов! Мне ничего не оставалось, как все их прочитать. В результате для работы отобрал лишь одну сказку – «Ежик в тумане», которая вызвала несколько ассоциаций. Первая – из моего раннего детства, когда мне было 6–7 лет. Я отчетливо вспомнил, как шагал по булыжной мостовой поздней осенью и вдруг пошел сухой снег. Эти крупинки бились о мостовую и словно засевали ее. Мне захотелось это передать в фильме. Вторая ассоциация связана с Минском. Дело в том, что в далеком 1962 году я некоторое время находился на киностудии «Беларусьфильм». Однажды в городе стоял очень густой туман. Из-за него соседних домов не было видно. И вдруг заметил сияние окон гостиницы от восходящего солнца, которое пронзило туман. Это была очень красивая картинка, я стоял как заколдованный.
«Ежик в тумане» дался тяжело. Но что это были за трудности, я опущу. Ежика, которого вы видели в фильме, действительно рисовала моя супруга Франческа. Она очень талантливый художник-мультипликатор. Судите сами, над фильмом обычно работает 7–8 художников: постановщик, «сочиняющий» изображения, декоратор и художники, которые должны это исполнять. Франя очень успешно все это делала одна.
– Как вы с ней познакомились?
– Мы учились в одной художественной школе, но в разных классах. Я слышал, что есть девочка, толстая коса которой вызывала у всех восхищение. А она слышала от директора школы о рыжем мальчишке из соседнего класса, разрывающем свои рисунки потому, что они ему не нравятся. После Франя успешно окончила ВГИК. Удивительно, но когда мы уже поженились, я нашел у нее рисунок, который она нарисовала в Пушкинском музее. Там в Итальянском дворике в складках портала стоит черный монах, которого не все замечают. Юношей я со своим другом, проходя через Итальянский дворик Пушкинского музея, заметил симпатичную девушку, которая сидела и, не обращая ни на кого внимания, рисовала. Некоторое время наблюдал за ней, но не решился подойти. Оказывается, это была моя будущая жена.
– Возвращаясь к фильму «Ежик в тумане», задам вопрос: кто озвучил главного героя?
– Прекрасная актриса Муся Виноградова. Ее театральным амплуа было травести, поэтому она озвучивала и мальчиков. Текста в фильме немного, но работа над ним заняла более двух часов. И, добившись результата, из студии она вышла измочаленная, но довольная. Я рад, что в озвучивании «Ежика в тумане», несмотря на свою популярность и занятость, принял участие Алексей Баталов. Вячеслав Невинный, несмотря на небольшой текст, писал своего медвежонка полчаса до тех пор, пока не нашел нужную интонацию. Потом, каждый раз, когда мы где-то встречались, он говорил, что «Ежик в тумане» – одна из лучших его работ. Когда в студию пришел Александр Калягин и посмотрел на Волчка, сказал: «Как ты угадал с глазками, они у него абсолютно как у волчка».
– Правда, что вы не имеете высшего специального образования и в самом начале творческого пути вам это мешало?
– Я действительно не имею высшего художественного образования. В детстве помимо общего образования два года увлеченно занимался в художественной школе. Мне всегда плохо давались экзамены, и поэтому несколько попыток поступить во ВГИК заканчивались провалом. А все потому, что мгновенно собраться, сконцентрироваться при сдаче экзамена у меня не получалось. В результате я окончил лишь двухгодичные курсы мультипликаторов. Когда работал на студии «Союзмультфильм», из-за отсутствия диплома о высшем образовании мне долго не давали самостоятельно снять фильм. Пришлось несколько фильмов делать в соавторстве с другими режиссерами. Я лишь в 32 года дебютировал с фильмом «Лиса и заяц».
– Ваша «Сказка сказок» – автобиографическая лента. Есть в ней и фрагменты о войне. Помните свое военное детство?
– Я родился в эвакуации в Пензенской области в 1941-м. Через два года с мамой и старшим братом вернулись в Москву. Все мое детство проходило в рабочем районе Марьина Роща. Из послевоенных лет я помню женщин, которые потеряли на фронте своих мужей и остались на всю жизнь вдовами. Они около подъезда дома грелись на первом весеннем солнышке, и из их глаз текли слезы, потому что они жили воспоминаниями о времени до войны. Чтобы успокоиться, они нюхали табак. Несмотря на все послевоенные трудности, я был счастлив – у меня были мама и папа, а у многих моих сверстников не было отцов. Брат играл на скрипочке – дом наполнялся звуками музыки. Папа работал наладчиком деревообрабатывающего станка и без диплома об окончании вуза владел высшей математикой. Для меня это немыслимо! А еще он был книголюбом и прочел невероятное количество литературы. Отец обладал хорошим музыкальным слухом. Он насвистывал произведения Вагнера и Шуберта. Я им гордился, он для меня был первым учителем.
– Юрий Борисович, вы счастливый человек?
– Человек не может быть счастливым без ущерба собственному творчеству. Он может вступить в полосу благополучия, когда ему кажется, что он способен на любые свершения. Но с этого момента начинается его падение. Очень точно сказал Гоген: «Страдания обостряют талант, но когда их слишком много, они его убивают». Во всем должна быть мера, но без переживаний ничего не получится.