Один из лучших, если не лучший, концерт во всей рок-культуре называется Wish You Were Here – «Как жаль, что тебя здесь нет» легендарной британской группы Pink Floyd. Заглавная композиция альбома – это простая баллада, сразу хватающая за душу ритмичными гитарными проигрышами и «подсевшим» голосом Дэвида Гилмора – квинтэссенция печали по отсутствующему «сумасшедшему алмазу», Сиду Баррету, одному из бывших членов группы.
А куда же он пропал? Его поглотила безжалостная, бездушная, роскошная машина по производству денег. Заманила, проглотила, высосала, располосовала – и выплюнула. Затем весело отпраздновали это событие на шумной светской вечеринке, чей гомон слышится в последних звуках песни Welcome to the Machine – «Добро пожаловать в машину». Которая уже снова загудела своим бешеным ротатором – значит, пропал еще один доверчивый бедолага, и скоро его пустят в тираж…
Был ли наивным Джулиан Ассанж? Наверное, как и все, – да. Но он, конечно, был наивен более других, потому что сохранил детскую веру в то, что правда в этом мире хоть кому-то еще нужна. Наверное, поэтому он тоже воссиял как «сумасшедший алмаз», только без всяких наркотиков, а лишь потому, что хотел гореть, чтобы давать людям свет правды. Или хотя бы напомнить им, что правда все-таки есть!
Саму идею протеста против лживого и алчного буржуазного общества, ради наживы поглощающего наивные души, которая стала концепцией альбома Wish You Were Here 45 лет назад (почти полвека !), выносил гениальный Роджер Уотерс. Тот самый неистовый Роджер, который зовет себя большевиком, несмотря на то, что поставил рекорды прибыли с одного концертного выступления. Тот самый Роджер, который, несмотря на сопротивление своих товарищей по группе, заставил их воплотить в жизнь свою идею – «Как жаль, что тебя здесь нет». Хотя наверняка сам бы он назвал альбом иначе – «Как жаль, что мы живем в этом, а не другом обществе». Но тогда бы альбом точно не увидел свет и не стал бы 13 раз «платиновым» и вообще любимым даже у тех, кто не хотел его петь и играть, то есть у Дэвида Гилмора и Ричарда Райта. И это тот самый Роджер, который захотел прекратить «карьеру» Pink Floyd, когда понял, что группа обуржуазилась и после концерта «Стена» тоже попала в пасть машины…
Роджер Уотерс и Джулиан Ассанж – два показателя человеческой наивности.
Уотерс и Ассанж верят, что все можно и должно изменить. Только один пытается будить спящие души людей музыкой, а другой – голой правдой. За публичное обнажение которой он теперь сидит в тюрьме. И ждет смертельного приговора.
Так что нет ничего удивительного, что два этих честных и смелых человека наконец встретились. Точнее, почти встретились, ибо их разделяет тюремная стена, под которую Роджер Уотерс пришел требовать освобождения журналиста и основателя WikiLeaks.
Уотерс там был не один – честные люди в мире еще не перевелись, но условия, в которых они живут, становятся все ужаснее. Впрочем, почему же только они? Вот как описал эти условия сам Уотерс: «Мы живем не в свободной стране, а в обычной собачьей будке. Мы лаем и виляем хвостами по команде наших заокеанских хозяев и господ!». В Daily Mail отметили, что знаменитый музыкант был тепло встречен собравшимися на марше протеста против экстрадиции Ассанжа в Соединенные Штаты, где также присутствовали композитор Брайан Ино (экс-Roxy Music), дизайнер Вивьен Вествуд и экс-министр финансов Греции Янис Варуфакис. Группа протестующих, к сожалению, была немногочисленной, но потому-то она и не претендует на звание толпы. Мы увидели там умных, независимых и небезразличных людей, а сколько их в Европе – на этот счет социологические службы не ведут исследования. Но люди эти есть – вот что главное! И к ним стоит прислушаться.
Роджер Уотрес обратился к Борису Джонсону, не несущему непосредственной ответственности за арест Ассанжа, а потому, возможно, способному взглянуть на ситуацию трезво, ведь из Англии делают даже не палача, а его жалкого подмастерья. Роджер призвал премьер-министра прекратить судебный процесс об экстрадиции Ассанжа, тем самым доказав приверженность «духу Великой хартии вольностей, свободы, честной игры, демократии, свободы слова и, в особенности, свободы прессы».
В концерте, которым завершилась демонстрация, Уотерс участия не принимал. Хотя на предыдущей акции протеста в сентябре 2019 года музыкант исполнил ту самую композицию группы – Wish you were here. Впрочем, быть может, он теперь понял, что на такое не стоит и надеяться, ведь из всех машин западного общества юриспруденция, издевательски носящая имя справедливой, самая жадная.
Welcome to the Machine!