Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>



Искусство

№49 от 05 декабря 2019 года

Не пропустить «розового слона»
Не пропустить «розового слона»

Почему так популярны спектакли молодого польско-белорусского театрального проекта HomoCosmos?

Просто все, что рождается здесь, современнее и эмоционально богаче, чем что-либо предлагаемое сейчас белорусам на театральных и иных площадках по теме молодежных проблем: поиска себя, определения своей роли в пространстве и времени, возможности снять многие табу.

Каждая премьера HomoCosmos – это аншлаг и горячие зрительские обсуждения после спектакля… Начиная с первого – в декабре 2016 года, когда польский режиссер Дариуш Езерский взорвал несколько застрявшую во времени белорусскую театральную реальность пьесой «Камера, которую дала мне мать» (по прозе Сюзанны Кейсен). И заканчивая недавно состоявшейся премьерой «Увидеть розового слона» режиссера из Эстонии Калева Куду. Сюжетная «матрешка» (каждый из героев замкнут в своей капсуле, но при этом каждый в жизни цепляется за кого-то или за что-то, веруя в то, чего на самом деле нет) пришлась по вкусу интеллектуальной части столичного зрителя.

Разве не волнует людей тема поиска взаимности в любви, упадок культуры и межличностных отношений как у людей со скрытой (открытой) гомосексуальностью, так и с традиционной, но обесценивающих сердечные регуляторы поведения в паре? Об этом «Бог щекотки» по пьесе Николая Рудковского.

Разве не своевременно обсуждать то обстоятельство, что безобидный мужской эгоизм в отношении женщины в иных случаях может довести интимную жизнь и самоощущения слабой половины до краха и полной деградации («Камера, которую дала мне мать» Сюзанны Кейсен). Голливудский фильм по этой книге в свое время принес Анджелине Джоли первого «Оскара».

А теперь нам предлагается заглянуть в самую глубину иллюзорного счастья преуспевающего бизнесмена, за его розовый фасад, где начинается жизнь садиста и алкоголика Леви.

Премьерный показ «Увидеть розового слона», как вы догадались, прошел с аншлагом. К слову пьеса была отмечена гран-при еще в 2011 году на конкурсе Эстонского театрального искусства.

Встреча и обсуждение сыгранной драмы после спектакля еще раз подтвердила, насколько трогает белорусскую аудиторию риторика театра HomoCosmos, насколько она готова воспринять и понять честную позицию автора и мастерскую, эмоциональную игру актеров. Игоря Труса (Национальный академический театр Янки Купалы) – Леви, Анастасии Бобровой (Республиканский театр белорусской драматургии) – Катерина и Екатерины Бондаревой (актриса театра и кино) – Симона.

Бизнесмен Леви не всегда умеет или хочет держать себя в руках. Алкоголь и избыток силы характера превратили его в домашнее чудовище. Но не очень-то боится его жена №1. Симона обманывает и ставит на грань сумасшествия Леви, она, единственное любимое им существо. Мотив интриги – нежелание рожать ребенка. Она использует возможность «перенаправить» старания мужа на подругу Катерину, которая одинока, не так хороша, молода и интересна. Но перенаправить не полостью, а лишь телесно. Нарушивший «договор» Леви «будет страдать», решает Симона. Но тут выясняется, что настоящая жертва, жена №2 Катерина, и есть единственная реальная женщина в этой ситуации. Ее мотив – желание любви, ребенка и возвращения мужа к реальности – встречает лишь вспышки гнева и отчуждения Леви. «Симона – это свято», но Симона оказалась «белой горячкой»? Как тут не вспомнить не столько о розовых слонах, сколько о тараканах в голове якобы благополучных людей. Это слишком жестоко даже для эстонского мастера смысловой многозначности Калева Куду.

Приглашая к сотрудничеству и ставя произведения самых современных и смелых мастеров остросоциальной, созвучной пульсу времени темы межчеловеческого общения проект HomoCosmos подхватывает традицию театра Ибсена и Бернарда Шоу. Благодаря ему столичная аудитория открыла для себя имена до сих пор не известных сценаристов и режиссеров, впервые познакомилась с выдающимися мэтрами театрального искусства, постановщиками Дариушем Езерским (Польша), Давидом Мгебришвили (Грузия), Калевом Куду (Эстония), Виталием Дудиным (Россия-Беларусь), произведениями Лукаса Берфуса (один из самых значимых швейцарских авторов), Сюзаны Кейсен (писатель и сценарист США).

Лариса КАШТАНОВА

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Знаменитый белорусский художник-декоратор «Беларусьфильма» Иван Рогатень за 50 лет работы в кино помог создать более 35 фильмов и сериалов.

Исполнитель класса Чезаре Сьепи – так зарубежные критики называют народного артиста Беларуси Владимира Петрова. Легендарный оперный певец в этом году отмечает 35-летний юбилей на сцене, а 3 февраля ему исполнилось 65 лет. О семье, необычных увлечениях и самых ожидаемых премьерах
он рассказал в эксклюзивном интервью газете «7 дней».

Сын Юлий нашел ее в небольшой варшавской квартире, лежащей на кровати. Она так и не дотянулась до лекарств на прикроватной тумбочке. Юлий просидел рядом с матерью еще несколько часов – ее смерть потрясла его. Ведь еще вчера они, смеясь, обсуждали по телефону какие-то планы. Так в канун Нового 1988 года ушла из жизни Янина Жеймо, легендарная и непревзойденная Золушка советского кинематографа, родившаяся в Волковыске. Даже сегодня, бывая на могиле актрисы на Востряковском кладбище, можно увидеть, как люди восхищенно шепчутся: «Это та самая Золушка» – и кладут букеты...

Мелодия настолько завораживала слух, что хотелось зайти под своды святыни, чтобы внимательнее прислушаться. Из таинственной глубины храма звучал орган!