На IV Сочинском международном кинофестивале приз за лучшую режиссерскую работу получил Владимир Хотиненко за фильм «Ленин. Неизбежность». Главная награда за лучшую мужскую роль присуждена Федору Бондарчуку, сыгравшему в этой картине. С обладателем престижной премии режиссером Владимиром Хотиненко мы поговорили о кастинге на роль вождя, об основе для сценария этого фильма и том, почему у него не было громкой премьеры.
– Владимир Иванович, какими источниками вы пользовались, создавая фильм «Ленин. Неизбежность»?
– В основном воспоминаниями нескольких десятков русских революционеров, которые посещали кабачок «Кабаре Вальтер» в Цюрихе. Мемуары свидетельствуют: днем вождь революции работал, а вечерами проводил время в этом увеселительном заведении, в котором устраивались представления. На них молодые люди в шутовских нарядах выбегали на сцену и декламировали стихи на абракадабрском языке. А в перерывах читали манифесты о том, что искусство устарело и съедено вшами в окопах войны. И на смену ему придет антиискусство. Эти люди назывались дадаистами, и у Ленина с ними сложились хорошие отношения. Сохранились записи дадаистов о том, что они его считали большим революционером.
Как рассказывали в своих записях очевидцы, Владимир Ильич иногда на сцене «Кабаре Вальтер» играл на балалайке. Сохранились написанные им стихи, которые он сам читал со сцены. Сегодня «Кабаре Вальтер» – это центр современного искусства и магазин сувениров, где, кстати, стоит бюст Ленина. Там я купил футболку с портретом Ильича. В мире не так много масштабных культурных явлений, поэтому к 150-летию Ленина хотелось бы провести вместе со Швейцарией в «Кабаре Вальтер» мероприятие. Бесценны воспоминания людей, которые видели и знали лично Владимира Ильича, а затем вместе с ним возвращались в одном поезде из эмиграции в Россию. В результате обнаружилось столько интереснейших подробностей, позволяющих представить живого человека, а не забронзовевшего, которого нам навязывала советская история. В фильме очень важны детали, поэтому исторический вагон, в котором Ленин с соратниками возвращался из эмиграции, мы воссоздали полностью. Оказалось, что в нем, помимо сидячих мест, было 4 купе. Одно из них предложили вождю революции. Очевидцы утверждают, что он этому сопротивлялся, но его убедили. Аргументировали, мол, в купе его ничего не будет отвлекать от работы. Из архивов, которые были рассекречены после окончания Второй мировой войны, стало известно: Парвус оказал содействие Ленину и его соратникам, чтобы они вернулись в Россию из эмиграции. Но если у Парвуса была задача разрушить Российскую империю и разбогатеть на этом, то у Ленина такой идеи не было. История не терпит сослагательного наклонения, и о чем бы мы сейчас ни размышляли, это абсолютно бессмысленно. Поэтому в картине нет такого, что Ленин был прав или нет. Чтобы рассуждать об этом, нужно оказаться в тех условиях, в которых находился Ильич. У меня самого, например, один дедушка был георгиевский кавалер и воевал за белых, а второй дед – за красных. И в этом драма, трагедия нашей истории.
– У вас был кастинг или вы сразу отдали главные роли Евгению Миронову, Федору Бондарчуку и Дарье Екамасовой?
– Кастинг был. На роль Ленина, чтобы потом меня не обвинили в протекционизме, пробовались и другие актеры, например, Евгений Стычкин. Он потом сыграл Троцкого у моего ученика. Но изначально я видел в роли Владимира Ильича только Миронова и даже ему сказал: «Женя, если ты не согласишься, то я не буду снимать картину». Миронов сильно сомневался, принимать или нет мое предложение. Я благодарен, что он, несмотря на свою загруженность, все же согласился.
У нас есть хороший специалист по пластике, актер Леонид Тимцуник. Он, на мой взгляд, без сложного грима справился со своей задачей, превратив Миронова в Ленина. Перед этим они с Женей отсмотрели много хроники, чтобы уловить малейшие детали того, как выглядел Ленин. Нужно было избежать растиражированных стереотипов во внешности вождя революции, чтобы это не превращалось в пародию. Для меня очень существенны детали, поэтому не столь важно, чтобы Екамасова была внешне похожа на Крупскую, важнее сходство в поведении. И, на мой взгляд, Дарья потрясающе сыграла Надежду Константиновну. Крупская была очень красивой женщиной! Потом уже в зрелом возрасте болезнь испортила ее внешность. Вы не видели в интернете коллаж из двух фотографий: на одной – молодая Крупская, на другой – актриса Скарлетт Йоханссон? Все отмечают, как удивительно они похожи. Увидев эти фото, близкие Скарлетт предположили, что Йоханссон и Крупская могут быть родственниками. Хотят даже провести расследование. Известно, что у Скарлетт Йоханссон славянские корни.
На роль революционера Парвуса также был кастинг. Но когда я увидел Бондарчука, который у меня уже играл Деникина, сразу понял: это его роль.
– По сюжету фильма действия происходят в Швейцарии, Германии и России. А где на самом деле снимали?
– Бюджет картины не позволял снимать ее в Цюрихе, Берне и Берлине, где в реальности происходили события. В результате мы вышли из положения, начав съемки в Будапеште. Удивительно, но в венгерской столице нашли все то, чего уже нет в самом Берлине из-за бомбежек в годы войны. В Будапеште снимали в комфортных условиях, потому что там много профессионалов, привыкших к совместным проектам с иностранцами.
– Какой вы видите прокатную судьбу фильма?
– К сожалению, у нас не было рекламной кампании, хотя на съемочном этапе нам многие обещали ее организовать. Но вместо 150 копий картины у нас всего 70. Мы отказались от громкой премьеры в Москве с красной дорожкой, шампанским, потому что это расходится с идеей фильма. Съемки обошлись недорого, поэтому не волнуемся, как отбить в прокате огромные суммы. Для нас важно, чтобы люди увидели один из драматических эпизодов нашей истории. К тому же в следующем году – 150 лет со дня рождения Ленина. К сожалению, молодежь плохо знает свою историю, а некоторые даже не в курсе, кто такой Ильич. Проблема в том, что у молодежи поменялось восприятие. Ее не интересует по-настоящему значимое, великое, а только успешное, то, что приносит деньги. Такие фигуры, как Ленин, им не интересны. Печально, что у нынешнего поколения масштаб исторических событий потерялся. Но ведь мир без великих людей ничтожен...
Владимир Хотиненко свою дебютную картину «Один и без оружия» снял в 1984 году в соавторстве с Павлом Фаттахутдиновым. Фильм был отмечен призом «За дебют» на Всесоюзном кинофестивале. Лучшие фильмы: «Зеркало для героя», «Макаров», «72 метра», «Мусульманин». На счету Владимира Хотиненко около 10 актерских работ в кино.