Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Зимой 1872 года в деревне Крынки Могилевской губернии, в семье мелкого арендатора Каэтана Бирули родился очередной мальчик. Отец семейства, служивший в пароходстве, с самых юных лет брал его с собой в плавание по Днепру, Припяти, Сожу. Впоследствии уже взрослый Витольд писал, что именно в этих путешествиях он открыл для себя красоту родной природы и испытал желание запечатлеть ее.
Мечты мальчика долгое время только ими и оставались – семья приняла решение отдать его Киевский кадетский корпус. Однако в 1885 году, отучившись там один курс, юноша понял, что военная карьера его не прельщает, и перешел в Киевскую рисовальную школу Н.И. Мурашко. Затем он отправился в Москву, в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – обучаться у признанных мэтров. Витольду повезло – он попал на курс к Прянишникову, Поленову и Коровину, которые не только помогли ему отточить мастерство, но и привили любовь к пейзажной лирике.
Талант художника даже в юношеские годы был так заметен, что работать в свою мастерскую его приглашает сам Исаак Левитан! А полотно «Из окрестностей Пятигорска» приобретает для своей коллекции Павел Третьяков, который крайне редко обращал внимание на студенческие работы. Вплоть до 1897 года юный Витольд учится, совершенствует навыки, нарабатывает коллекцию картин и набросков, долгие часы проводит на этюдах, а после начинает выставлять свои картины на экспозициях Московского общества любителей художеств и Московского товарищества художников. В 1908-м он стал академиком Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге.
В феврале мы будем отмечать день рождения великого художника, гениального пейзажиста, непревзойденного мастера лирической живописи – Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули. Его работы хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру, однако большую их часть можно увидеть в Национальном художественном музее в Минске, музеях Белыничей и Могилева.
Еще Елена Аладова, первый послевоенный директор Нацио-нального художественного музея, позаботилась о том, чтобы значительная часть наследия пейзажиста попала в Минск. Она предложила вдове живописца Елене Алексеевне бартер – картины в обмен на квартиру в Минске. Та согласилась.
…Когда судьба занесет вас, наши неутомимые путешественники, в Могилев, обязательно посетите музей народного художника Бялыницкого-Бирули.
Здание поземельно-крестьянского банка в Могилеве, что на улице Миронова, 33, строилось в стиле модерн для двух кредитных учреждений – Крестьянского поземельного банка и Государственного дворянского земельного банка. Они оказывали финансовую помощь, соответственно, крестьянам и дворянам. Строилось с 1903 по 1914 год.
Двухэтажное Т-образное здание было когда-то самым красивым в городе и имело свое водяное отопление, электрическое освещение, телефон.
В ноябре 1917 года здесь издавалась большевистская газета «Революционная ставка». После 1918-го размещался финотдел губисполкома, а через год сюда переехал государственный исторический музей. В 1929 году цокольный этаж здания частично занял архив ЦК КП(б)Б.
В несгораемую бронированную комнату-сейф бывшего банка из музеев Минска, Полоцка, Витебска и других исторических мест, оказавшихся вблизи от советско-польской границы, были свезены ценности – национальное достояние республики. В 1932–1941 годы в доме размещался окружной комитет КП(б)Б и партийный архив.
С началом Великой Отечественной войны многочисленные ценности из спецхрана бесследно исчезли. По ряду версий они либо потерялись при эвакуации, либо были захвачены немцами. Эта тайна не разгадана до сих пор. В 1944 году в здании опять разместились партийные учреждения, а с 1970-х по 1991 год тут находилась редакция газеты «Могилевская правда».
Теперь здесь открыт Могилевский областной художественный музей, гордостью которого является уникальная коллекция древнего белорусского искусства XVII–XIX веков.
В Могилеве сохранилось несколько зданий бывших женских гимназий. Одно такое стоит на углу улицы Первомайской, № 24 и переулка Т. Карпинской. В 1826 году около Пропойска (ныне Славгород) госпожой Савич на ее личные средства был открыт приватный дамский пансион. В 1832 году последовало высшее повеление отдать под этот пансион дачу Пипенберг, принадлежавшую военному ведомству (дворец Пипенберг находился на высоком берегу долины Днепра, в Могилеве в километре от сегодняшней троллейбусной остановки «Зеленый Луг» по Бобруйскому шоссе). Вскоре Пипенбергский пансион сделался центром женского образования и воспитания Могилевской губернии. С 1841-го планировалось преобразовать его в Могилевский институт благородных девиц. Однако 1 января 1865 года по повелению императрицы Марии в нем была открыта могилевская Мариинская женская гимназия. В 1872 году гимназия купила каменный дом в центре города. Здание Мариинки – яркий образец позднего классицизма.
Дом №35 по улице Ленинской – бывший учительский институт, построено в 1853 году.
На Ленинской улице расположено здание бывшего Торгового московского банка 1904–1906 годов. Примечательно то, что фасад выполнен из желтого кирпича, а остальное здание выстроено из красного.
Здание окружного суда – памятник архитектуры классицизма второй половины XVIII века. В годы Первой мировой войны в нем размещалась ставка главнокомандующего русской армией. Частично разрушенное в годы Великой Отечественной войны, в 1950 году обновлено и передано областному краеведческому музею.
Музей художника Бялыницкого-Бирули размещается в доме XVII века – каменном двухэтажном особняке с мансардой в стиле барокко на улице Ленинской, 37. В мае 1780 года этот дом, принадлежавший купцу Антошкевичу, как лучший из существовавших тогда в городе каменных домов, был предоставлен для проживания австрийскому императору Иосифу II для проведения встречи с Екатериной II. С 1815 по 1917 год в этом доме размещалось Могилевское дворянское депутатское собрание. В 1918-м помещение передано центральной городской библиотеке имени Карла Маркса. В годы Великой Отечественной войны частично разрушено. В 1970-х годах его реконструировали: надстроили третий этаж и крышу.
В статье «Могилевских епархиальных ведомостей» за 1892 год говорится, что недавно открывшееся женское епархиальное училище предназначено для девочек не только Могилева, но и всей губернии. Воспитанницам легче было добираться из ее различных уголков до училища, так как Быховская улица была одним из центральных въездов в город. Могилевское женское училище построено в стиле неоклассицизма. Его строительство началось в августе 1889 года, и уже 3 сентября 1892-го воспитанницы вошли в новое здание.
Здание бывшего ремесленного училища находится на пересечении улиц Воровского и Плеханова, 11/23. Построено оно в 1903 году из красного кирпича. Двухэтажная прямоугольная в плане постройка на высоком цоколе. Памятник архитектуры эклектики.
В свое время первым и наиболее крупным еврейским профессиональным учебным заведением в городе было как раз это Могилевское еврейское ремесленное училище. В 1885 году иудеи Могилевской губернии создали кружок для содействия еврейским мальчикам, которые хотели обучаться ремеслам. В 1889-м было утверждено положение о ремесленном училище при могилевской талмудторе. В 1903-м его преобразовали в самостоятельное учебное заведение, которое содержалось за счет частных пожертвований и субсидий общероссийской еврейской организации – Еврейского колонизационного общества. Ремесленное училище готовило специалистов по обработке металла и дерева, при нем работали курсы для взрослых.
Рядовая застройка Могилева представляет собой немалое количество зданий XVII–XIX веков. Можно даже организовать отдельный тематический маршрут для туристов по памятникам архитектуры рядовой застройки города.
По улице К. Либкнехта сохранилось здание купеческой синагоги конца XIX – начала XX века. Сегодня в нем работает спортивная секция.
Жилой дом по улице Ленинской, 7 – небольшое двухэтажное каменное здание. В середине фасада – ризалит, завершающийся треугольным фронтоном с выпуклыми цифрами 1790 – датой постройки. Интересен как один из образцов городского жилья конца XVIII века.
Легенда от автора проекта
В этой деревне корову, которая дает много молока, но при этом бодается, бьет ногами и хвостом, не позволяя себя доить, называют «ведьминой». И вспоминают очень старую легенду. Ее события произошли именно в здешней округе.
Как-то раз местный молодой пастух, вернувшись вечером домой, рассказал старенькой матери, что на том берегу озера видел небольшое стадо черных коров с белыми пятнышками посередине лбов. Сытые буренки – по ведру молока от каждой можно получить.
– Да, – подтвердила мать пастуха, – это тебе довелось увидеть ведьмино стадо. Нечистая сила опаивает украденных коров росой, собранной ночью на Купалье, и поэтому они и выглядят так хорошо и молока дают несметное количество.
– А скрасть такую корову можно? – спросил пастух.
– Скрасть-то можно, да только ведьма непременно догонит вора и вернет свое.
– А нет способа ее обмануть? – не унимался молодой.
И рассказала мать сыну, не подозревая, что тот задумал, о единственном способе безнаказанно украсть ведьмину корову.
...Следует нарвать крапивы-жгучки. Ее надо разбросать по дороге за собой, когда уводишь буренку из стада. Ведьма откажется преследовать вора, лишь бы на траву ту не наступить.
Спустя пару дней счастливый пастух вводит во двор навстречу до смерти перепуганной матери, выбежавшей из избы, черную корову с белым пятнышком между рогов. Старая женщина однако, увидев огромное вымя, успокоилась: с такой буренкой буквально к осени они озолотятся. Молоко, конечно же, появилось в этом хозяйстве, но и сам пастух, и его мать стали ходить все в ссадинах и синяках.
А когда матери корова сломала руку и чуть было хвостом не выбила глаз, было принято решение избавиться от такого «счастья». Тем более и односельчане стали жаловаться: черная буренка буквально все стадо перепортила – поранила коров.
Сельчане уговаривали пастуха обратно отвести ведьмину корову на тот берег озера. Но все же, как говорится в легенде, жадность человеческая и тут победила. Пастух, конечно, сказал, что отведет коровку, а сам ее продал. Тот, кто корову эту захотел купить, польстился на легкое и богатое молоко. От той буренки телята потом пошли, а от них еще. Да по характеру они были одинаковые – все в ведьмину корову. Вот с тех пор и повелось считать, что если от коровы молоко полными ведрами получают, то отдает она его через мучения хозяев, и эта буренка – наследница той самой ведьминой коровы.
А озеро, с берега которого черную буренку украли, нечистая сила уничтожила, превратив его в непроходимую топь.