Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Летоисчисление Могилева ведется с XIII века, когда город был впервые упомянут в летописи. Речь шла о закладке крепости – центра феодальной вотчины. Она была возведена на красивом высоком холме, там, где небольшая речка Дубровенка впадала в Днепр. Одна из легенд гласит: в 1267 году галицкий князь Лев Данилович построил замок, назвав его Могилев. Историки его выбор объясняют просто: вокруг крепости было множество могил. Однако существуют на сей счет и другие мнения. Говорят, что прозвищем князя Льва Даниловича Галицкого, основателя могилевского замка, было Могий, то есть «могучий». «Могучий Лев» – отсюда и Могилев. Скептики, правда, утверждают, что князь Галицкий в Могилеве вообще никогда не бывал.
А вот мы с вами, дорогой читатель, отправляемся изучать достопримечательности славного древнего города.
Строительство костела Святого Станислава велось с 1738 по 1752 год. По легенде, храм в стиле западноевропейского барокко был возведен на месте деревянного Успенского костела кармелитов.
Святыня эта уникальна своими фресками второй половины XVIII века. Здесь сохранился один из наиболее полных и профессиональных фресковых евангельских циклов в Беларуси. Роспись, выполненная могилевскими мастерами, имеет огромную художественную ценность.
После образования в конце XVIII века Белорусского католического архиепископства с центром в Могилеве костел стал фарным и был освящен в честь Святого Станислава. С того времени и до 1917 года Могилев являлся столицей римско-католической церкви в Российской империи. В 1788 году главный фасад храма капитально реконструировали. Он приобрел черты классицизма.
В советское время костел использовался как государственный архив. Чтобы сделать помещение более «благовидным», храм изнутри покрасили в зеленый цвет – так безвозвратно исчезла часть фресок. В самом конце XX века святыню вернули прихожанам.
На православном кладбище города стоит старинная часовня рода Кленце в стиле классицизма. Вокруг нее – красивая чугунная ограда.
История возникновения Никольского монастыря связана с сооружением в Могилеве церкви в честь святителя Николая Чудо-творца. Первое упоминание о Свято-Никольском храме относится к 1522 году. Летописи рассказывают, что он много раз перестраивался, был ограблен, и, наконец, большой пожар, случившийся в городе, не оставил и следа от деревянной церкви. В апреле 1636-го киевский митрополит Петр Могила получил согласие от польского короля Владислава IV на постройку в Могилеве Свято-Никольского храма с помещениями «для особ духовных, чернецов, попов и дьяков». В 1637 году прихожане возвели временную деревянную церковь и кельи для устроения монастырской жизни при храме. Строительство неотапливаемого кирпичного храма началось в 1669-м. В 1672 году он был освящен с приделами в честь Крестителя Господня Иоанна и святого великомученика Димитрия Солунского.
Свято-Никольский женский монастырь действовал с 1637 по 1719 год, а затем был преобразован в мужской, который просуществовал до 1754 года. До 30-х годов ХХ века Никольский храм работал как приходской, однако при нем сохранялись двухклассное церковно-приходское училище и богадельня. В годы гонений на церковь утварь храмов монастыря была изъята, в 1934 году Свято-Никольский собор закрыли. Спустя три года прекратила существование и Могилевская епархия. С 1936-го в здании собора находилась пересыльная тюрьма, позднее книжная база. В середине 50-х годов прошлого столетия стены и своды храма, жемчужины европейской культуры, украшенные многочисленными высокохудожественными росписями, варварски перетерли цементным раствором, однако центральный иконостас Никольского собора чудом сохранился. В 1970 году этот уникальный шедевр разобрали и увезли в Минск для реставрации и хранения.
В 1989 году Могилевская епархия была восстановлена. С этого времени началось возрождение Свято-Никольского женского монастыря.
Католическое кладбище в Могилеве находится на пересечении улицы Лазаренко и переулка Струшенский Овраг. Этот погост – одна из самых необычных достопримечательностей города. Еще Стефан Баторий наделил Могилев равными правами с Вильнюсом. Поэтому не удивительно, что так далеко от современной границы с Польшей находится кладбище, где свой покой обрели многие известные поляки и не только.
На старинном погосте насчитывается около 250 захоронений. Надписи на некоторых надгробиях на старопольском языке, который вышел из обихода более двух столетий назад. К сожалению, многие из них разрушены. Некоторые памятники и надгробия пострадали от вандалов. Частично, мемориалы, обладающие наибольшей культурной ценностью, уже восстановлены. Однако далеко не все.
В начале XVII века в Могилеве открылась первая синагога. Расцвет города, как и его еврейской общины, можно отнести к концу столетия. Евреям разрешили свободно проживать в черте города. Их основными занятиями стали винокурение, торговля хлебом и ремесла, главным образом кожевенное дело.
Самой известной синагогой Могилева была «холодная» деревянная синагога на Школище, возле Днепра. Построили ее примерно в XVI веке. Расписывал синагогу в 1740 году слуцкий художник Хаим бен Ицхак Халеви Сигал. Согласно легенде, он был прадедом Марка Шагала. В начале XX века в городе действовали 38 синагог и молитвенных домов. До наших дней сохранилось здание синагоги Цукермана (архиепископский дворец). Почетный гражданин города Цукерман у городских властей купил бывший дворец католического архиепископа С. Богуша-Сестренцевича (конец XVIII века). Это здание и переоборудовал в 50-х годах XIX века под синагогу. В ней молились могилевские евреи до 1929 года. Здание сохранилось, здесь находится спортивная школа.
В 1903 году в городе состоялась торжественная закладка первого камня нового храма во имя трех святителей Церкви – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Строительство проходило по проекту и под наблюдением надворного советника, губернского архитектора П. Калинина. Средства собирались через добровольные пожертвования в приходских церквях, а также по подписным листам.
Возведение собора продолжалось 11 лет.
В 1961 году церковь, построенная на народные деньги, закрыли – снесли колокольню, купола, кресты и основали здесь клуб завода «Строммашина». В помещении под музыку духового оркестра стали устраивать танцевальные вечера, а потом – городскую дискотеку. 25 декабря 1989 года храм снова был освящен и начал действовать.
По улице Дарвина располагается Центр технического творчества учащихся. Но горожане знают, что это – бывшая церковь Елены и Константина. Храм построен в конце XIX – начале ХХ века.
Сам Свято-Крестовоздвиженский собор построен в 1869 году на пожертвования православных верующих жителей Могилевщины. Его главный храм имеет основной придел в память Воздвижения Животворящего Креста Господня. Но собор имел еще и престол во имя святых Бориса и Глеба. Поэтому народная молва и летописи издавна называют храм Борисо-Глебским, как и рядом стоящую церковь.
Сведения о Борисо-Глебском (Крестовоздвиженском) храме сохранились в документах XVII века. Из акта передачи от униатов православным Борисо-Глебского храма в 1634 году следует, что на месте церкви уже в то время находился древний Крестный-Борисо-Глебский православный монастырь. Именно в нем размещалась первая православная епископская кафедра первого самостоятельного белорусского епископа Иосифа Бобриковича.
Вторым епископом белорусским в Могилеве был Сильвестр I Косов (1635–1647), который также постоянно находился и жил при Борисо-Глебском храме и монастыре. Он же в 1637 году созвал здесь первый Могилевский епархиальный собор и основал типографию.
В начале XVIII века монастырь сгорел. После пожара восстановлен только храм. Главный престол в нем по-прежнему назывался Воздвиженским, а правый придел – Борисо-Глебским.
С приходом советской власти храм закрыли, и он снова начал действовать только в 1941 году после захвата Могилева фашистскими войсками. Долгие годы он оставалсяединственным в Могилеве действующим храмом.
Борисо-Глебская церковь построена в XVII веке из кирпича, как одноэтажный жилой дом, который в XIX веке переоборудовали под церковь. В наши дни это крестильный храм при Крестовоздвиженском соборе.
Легенда от автора проекта
Говорят, что некогда недалеко от деревни, у огромного старого леса, на краю небольшого болота стояли два хутора. Обширные земли одного из них говорили о состоятельности и богатстве его хозяина. Владельцы другого хутора имели небольшой надел земли (до обеда запахать можно). Но они были трудолюбивы, и это маленькое поле давало им достаточно зерна, чтобы не жить впроголодь. Было еще в этой семье особое богатство – дочь красавица.
Состоятельный сосед решил как-то к ней свататься, но девушка отказала. Любящие ее родители не стали ломать волю дочери, и тогда озлобившийся жених пошел подлым путем. Правдами и неправдами ему удалость отсудить половину и так небольшого соседского надела. Но, как ни удивительно, и с таким клочком поля соседи не бедствовали.
Спустя какое-то время и этой земли они лишились стараниями злого соседа. Хозяин обедневшей семьи пошел к нему на заработки и там при необъяснимых обстоятельствах погиб. А следом от горя умерла его жена. Девушка осталась одна.
Но и, оказавшись в беде, ухаживания богатого соседа она отвергла. В это время и он, и местные люди видят на хуторе девушки немолодую, но все еще очень красивую женщину. Девушка рассказывает любопытствующим, что это ее тетя.
Весной молодая хозяйка хутора засевает свой небольшой огород у дома зерном, которое подарила ей свояченица. А осенью у нее урожай вырос, что никто такого не видал. Юная хозяйка даже часть зерна продает. Появляется опять богатый сосед и говорит, что, мол, умершие родители остались ему должны, поэтому он забирает у девушки и этот огород.
Как гласит легенда, во дворе у юной хозяйки вновь появляется женщина. Она дает девице горсть зерна и велит высеять его на болоте. Там, где она укажет. А весной на краю болота вырастают колосья с зерном не меньше боба.
– Не бойся, – говорит женщина девушке, – осенью смело иди по топи и срезай спелые колосья.
Что та и сделала. Следом за ней по болоту бросается жадный сосед, чтобы тоже набрать зерен-великанов, но, оступившись, тонет. А на месте его гибели колосья превращаются в головки камышей.
Девушка получает незаконно отнятое поле, встречает трудолюбивого парня, они женятся, растят детей и проживают счастливый свой век. Но иногда люди по-прежнему встречают ту самую женщину, тетю девушки. Старожилы говорят, что это на самом деле богиня лета Тетя, не оставившая бедную сироту в беде и решившая ее судьбу горстью зерна.
На болоте и сегодня в одном месте растут огромные камыши, прямо в рост человеческий. Они печально качаются над топью непроходимой.