Стремительной чередой темных и длинных ноябрьских вечеров, освещаемых работой кинопроектора, прошел по столичным экранам очередной «Лістапад». Церемония закрытия и награждения победителей в столичном кинотеатре «Москва» дала возможность обернуться и сравнить вкусы профессионального жюри, зрителей и кинокритики.
Девиз XXVI Минского международного – «К радости», и надо сказать, что многим киноманам Беларуси он пришелся кстати. Несмотря на то, что в этом году многие арт-мейнстримовые хиты, лауреаты фестивалей класса «А» прошли в нашем прокате еще летом и в начале осени, «Лістапад» не проиграл. Программа была весьма насыщенна, и зачастую сердце разрывалось от невозможности охватить ее всю, тем более что в этом году помимо традиционных площадок – «Центрального», «Пионера», «Москвы» – добавились еще 3 зала частных кинотеатров (здесь хотелось бы предъявить организаторам претензию: билеты туда стоили зачастую по 15 рублей) и кинотеатр «Беларусь», демонстрирующий документальное кино. Надо отметить отличную заполняемость зала на большинстве вечерних показов. Возле «Центрального» несколько раз встречались люди, пытающиеся купить заветный билет с рук. Для любителей кино попадание на фильмы конкурсной программы особенно важно, ведь, например, прошлогоднего победителя – «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары», до сих пор невозможно найти в интернете ни на легальных, ни на пиратских сайтах.
Сквозной темой, проходящей через большинство конкурсных фильмов в этом году, я бы назвал семейные взаимоотношения и конфликт отцов и детей. Не зря фильмом открытия была выбрана болгарская лента режиссерского дуэта Кристины Грозевой и Петара Вылчанова «Отец». На фоне все более очевидного во времена Греты Тунберг и мемов про «ок, бумер» (саркастическая фраза, которую молодежь в интернете адресует людям старше 30 лет в ответ на их поучения, «бумер» – от названия поколения бэби-бумеров 1950-1960 годов рождения) противостояния поколений именно тема семьи и преемственности будет одинаково понятна людям в любой точке земного шара. А география фестиваля в этом году огромна как никогда, несмотря на то что основной конкурс как всегда сфокусирован на странах бывшего социалистического блока. Остальные программы демонстрировали фильмы от Китая (в конкурсе «Молодость на марше» присутствовал даже тайваньский фильм) до США, Филиппин и Канады.
Несмотря на такую семейную магистральную тему, обладателем главного приза фестиваля стал фильм украинского постановщика Валентина Васяновича «Атлантида». Действие разворачивается в 2025 году, после гипотетической победы киевской власти в войне на Донбассе. Тут перед статично поставленной камерой развивается история Сергея и Ивана, бывших сослуживцев, сталкивающихся с посттравматическим синдромом и вынужденных жить в практически невыносимых экологических и социальных условиях. «Картина весьма профессиональная с точки зрения режиссуры. Она очень лаконична, аскетична, отбрасывает все ненужное, акцентируя внимание на главном. Мне кажется, что это как универсальное произведение, так и актуальное даже в свете тех событий, которые происходят сейчас по соседству», – отметил программный директор фестиваля Игорь Сукманов. Награда белорусского фестиваля для Васяновича не первая, в сентябре он увез главную премию программы «Горизонты» веницианского киносмотра.
Приз же зрительских симпатий и награду жюри за режиссуру получила картина польского постановщика Яна Комаса «Тело Божие», исследующая, как и «Атлантида», коллективную травму и грех, но абсолютно с другой стороны, более привычной нашей глубоко клирикальной западной соседке. В фильме идет речь о 20-летнем правонарушителе, пережившем духовное перерождение и выдающем себя за священника в маленьком городке.
Приз Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве» был вручен классику польского кинематографа Кшиштофу Занусси. Он в этом году представил свою последнюю на данный момент работу – «Эфир», триллер о медицинских экспериментах в начале ХХ века. Приз главы государства «За гуманизм и духовность в кино» на этот раз уехал в далекий Китай, он достался фильму «Ушу-сирота» авторства Хуан
Хуана.
Международное жюри кинопрессы наградило своим призом «Новые голоса» роад-муви австрийского кинематографиста Андреаса Хорвата «Лиллиан». Это основанная на реальных событиях картина, где речь идет о медленном путешествии русской иммигрантки через США, от Нью-Йорка до Аляски, в сторону дома. А значит, к катарсису и «К радости»…