Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
С 1820 по 1823 год в Бобруйской крепости служили члены тайных обществ и руководители декабристского движения – Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин. Они были авторами нескольких проектов государственных переворотов, один из которых войдет в историю как «Бобруйский план».
Поднять восстание именно в этом городе они хотели по нескольким причинам. Во-первых, там была возможность воспользоваться приездом императора Александра I, осуществляющего осмотр царских полков. Во-вторых, недалеко Москва, куда собирались двинуться восставшие, поднимая по пути другие войска. Кроме того, сама крепость могла послужить им надежным укрытием.
Позже к Муравьеву-Апостолу и Бестужеву-Рюмину присоединился и полковник Иван Повало-Швейковский. Они хотели заставить власть принять демократические реформы. Заговорщики рассчитывали на выступление четырех полков, в которых служили, – Черниговского, Полтавского и Алексопольского пехотных и 18-го егерского.
Утром 12 сентября 1823 года в Бобруйскую крепость прибыл император Александр I. С 12 на 13 сентября охранять крепости и императора должен был егерский полк, что сулило заговорщикам большие шансы на успех.
Однако «Бобруйский план» провалился, как и последующее восстание. Крепость превратили в политическую каторжную тюрьму, первыми узниками которой и стали декабристы. Об условиях содержания в ней революционер Александр Герцен писал: «Пусть будет Сибирь, пусть будет что угодно, но только не эта страшная тюрьма на Березине».
В этот раз отправляемся в Бобруйск изучать достопримечательности и историю этого города.
На улице Крупской сохранилось уникальное строение мемориальной башни, возведенной в 1926 году. На улице Пролетарской возвышается водонапорная башня 1927 года. В пожарном переулке размещается действующее пожарное депо (1903). Над ним – небольшая каланча.
Одна из главных достопримечательностей города и области – старая крепость. В XIX столетии она была одной из крупнейших в Европе. Заложена по указу Александра I от 16 июня 1810 года. Решение им было принято в связи с осложнением внешнеполитической обстановки и необходимостью защиты западной границы России. При постройке крепости использовались здания иезуитского костельного ансамбля, в который входили: барочный костел, построенный в 1747 году по проекту известного виленского архитектора Т. Жебровского, иезуитский коллегиум, школа, хозяйственные постройки и сад. Кстати, до наших дней сохранилось одно из зданий этого архитектурного ансамбля. В советское время там находилась гауптвахта.
Крепость была возведена под руководством инженера К.И. Оппермана. Она считалась одной из лучших в Российской империи, всегда оснащалась последними новинками военной техники. Сооружению был присвоен высший уровень обороноспособности. Крепость с легкостью выдерживала многомесячные осады.
С течением времени она все более устаревала и поэтому в 1868 году была переведена во второй класс, а в 1886-м – в крепость-склад. В последующие годы использовалась для размещения воинских гарнизонов. Во время Второй мировой войны немцами в ней была устроена тюрьма для военнопленных. После сооружения крепости служила для размещения воинских частей.
В Бобруйске когда-то существовало старое еврейское кладбище. Но в конце 50-х годов ХХ века появилась идея создания нового городского парка на его месте. Дело в том, что во время войны старое еврейское кладбище немецкие оккупанты уничтожили, не оставив и следа.
Новый погост начал функционировать в 1921 году. Последние захоронения датированы 1988 годом. Бобруйское еврейское кладбище – одно из крупнейших в стране. Многие захоронения появились в период Великой Отечественной войны. На территории Бобруйска тогда было создано еврейское гетто, в котором погибли тысячи человек.
Алексеевская женская гимназия – одно из первых каменных зданий города. Она была открыта 1 июля 1906 года. Обучение в гимназии было платным. Она размещалась в кирпичном двухэтажном доме с мезонином. Над последним возвышалась деревянная башенка пирамидальной формы (утраченная). Дом был окрашен в несколько цветов.
С 2009 года – это один из корпусов городской гимназии №3.
В городе долгое время в принципе было запрещено каменное строительство, поэтому самые старые гражданские постройки датируются максимум концом XIX века. В городе сохранилось мало роскошных кирпичных зданий, но зато застройка уцелела целыми улицами, как, например, на Советской. Здесь же стоит здание банка, построенное в начале ХХ века в стиле модерн.
До революции дом принадлежал богатой купчихе П‑Б.М. Каценельсон. Жила она с сыновьями и невестками. В 1912 году приобрела где-то в Прибалтике деревянный особняк с мезонином и перевезла его по частям в Бобруйск. Его собрали и поставили на Присутственной улице недалеко от пересечения с улицей Пушкина. Вскоре после возведения особняка мещанка сдала его в аренду полицейской управе, а сама уехала в Санкт-Петербург.
В 1918 году в период освобождения города от германских войск в этом доме находился Бобруйский революционный комитет. Долгое время в особняке располагалась центральная библиотека Бобруйского района. В ноябре 2014-го библиотеку перевели в другое место, и пока особняк пустует.
Старинный особняк на улице Пушкина напоминает небольшой дворец. Построенный в далеком 1912 году, является одним из символов стиля эклектики. В этом же стиле в 1914 году возведен особняк по улице Советской.
В XIV и XV веках происходит массовая миграция евреев из немецких городов в Польшу и Великое Княжество Литовское. В начале XVI века в Бобруйске уже существовала еврейская община.
В 1917 году в городе действовали 42 синагоги. И почти все они были уничтожены во время оккупации. По данным на 1 января 1946 года, уцелевшие синагоги оказались занятыми под культурно-просветительные учреждения (три), жилые дома (четыре), для нужд производства и под складские помещения (три). Одиннадцатая синагога по улице Карла Либкнехта, д.53 стояла полуразрушенной.
В конце 60-х годов XX века две наиболее крупные синагоги (на углу улиц Социалистической и Бахарова и на улице К. Либкнехта) власти закрыли и передали их городскому клубу физкультуры и спорта и Могилевскому областному архиву.
В дореволюционном Бобруйске было несколько иешив. Здания некоторых из них сохранились и по сей день (на улицах Дзержинского, Социалистической).
В 1892 году был заложен в центре города новый Николаевский собор, который построили из кирпича за два года и освятили в 1894-м. Строили его на казенные средства и церковные пожертвования. До 60-х годов ХХ столетия собор действовал. Но в 1964 году его закрыли, здание перестроили в плавательный бассейн. В 2003-м храм возвращен православным.
Первые католики на Бобруйщине появились еще в XVI веке. В XVII веке в городе был организован католический орден иезуитов. В начале XVII века в Бобруйске работало три костела. В наши дни у прихожан римско-католической конфессии один храм – костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в неоготическом стиле. Начали его возведение в 1904 году, а 9 сентября 1912-го митрополит архиепископ Могилевский Винцент Ключинский освятил храм.
Свято-Георгиевская церковь закладывается в 1905 году. Предположительно, проект храма выполнен архитектором Чагиным. Он быстро возводится силами военных строителей. В 1907-м, по сообщению Минских епархиальных ведомостей, епископ Минский и Туровский Михаил (Темнорусов) освящает вновь построенный гарнизонный храм.
В 1928 году церковь закрыли. С нее сбросили купола, разрушили колокольню. В здании разместили швейную мастерскую по изготовлению конской упряжи.
Перед войной швейное производство в Свято-Георгиевском храме упраздняется, здание используется под склад. Во время оккупации Бобруйска немцы разместили в нем авторемонтную мастерскую. После войны помещение некоторое время пустует. Затем храм капитально перестраивают. На первом этаже разместилась столовая, а на втором – библиотека.
В 1989 году возрождается Могилевско-Мстиславская епархия, в которую вошел и город Бобруйск. В 1991-м Свято-Георгиевская церковь восстанавливается и вновь освящается.
Легенда от автора проекта
Легенды гласят, что Домовик и Банник состоят издавна в близком родстве. Во многих частях нашей страны они считаются вообще братьями родными. Вот о них и будет наш очередной рассказ.
В одном деревенском хозяйстве, как и положено, была теплая хата, за сараями – небольшой погребок, а дальше, там, где картофельное поле сбегает к самому берегу небольшого водоема, стояла деревянная баня. Все как у всех. Только дом топился в теплое время меньше, в холодное больше, чтобы согревать жильцов да пищу готовить для людей и для живности домашней.
Топили в холода баньку основательно, как следует, чтобы духу хватило не только на семью хозяина, но даже на родственников и соседей.
Но однажды случилось что-то неожиданное и непонятное. Дом топили как обычно, но жара в нем стояла невыносимая, даже проветривать стали, двери-окна открывать, но она не спадала. Откуда только бралась?
А с банькой было все наоборот! Топили ее как следует, приходили, чтобы попариться, а в ней – хоть волков гоняй. Дров побольше бросали, жар от печки приносили, но воздух в баньке не прогревался и стены от влаги были сырые да холодные.
Напугались хозяева не на шутку: ведь зима вот-вот начнется. Люди посоветовали им к мудрой бабушке обратиться. Может, та совет даст. Пришла бабушка, осмотрелась, села у стола, поахала. Предложила она вот что. Всем от мала до велика, кто есть в доме, в баньке искать те вещи, которые должны быть в доме, а в доме – те, что должны быть в бане. Ну, может, случайно кто перенес. Посмотрели все, перерыли – ничего не отыскали. Еще раз заставила бабушка пересмотреть, да без толку.
– Все, – сказала бабулька, – не помогу я вам. Знаний моих недостаточно для того, чтобы разобраться с этой таинственностью. Дайте-ка мне воды попить на дорожку, да пойду я домой.
Принесли бабушке воды в кружке небольшой медной. Попила она и стала эту кружечку рассматривать. Спросила: «Откуда в вашем доме эта кружка?» – «Из баньки! Она стояла там для воды, чтобы на камни поливать».
– Вот, – обрадовалась бабушка, – в ней-то вся и причина. Может, кто случайно принес, а может, и сам Домовик кружку у своего брата Банника и украл. А тот рассерчал и послал на его владения, на дом, значит, жару. А у себя в баньке стал в холоде сидеть и не давать людям париться. Тем самым знак подавать, что в его владениях непорядок.
Кружку в баню вернули, и неприятности закончились.
Можете верить или не верить, только чем можно правду или вымысел измерить? Как определить, где легенда, а где реальная история?