Продолжаем знакомить с Китаем наших читателей глазами тех, кто по долгу службы бывал в Поднебесной. Сегодня гость номера – председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович. Он рассказал о том, чем удивила его КНР, а также о возможностях, которые она открывает перед нашими экспортерами.
– Был в Китае несколько раз: Шанхае, Пекине, Сиане. Чему стоит удивиться в современном Китае, так это динамике его развития. Их города – это деловые, оживленные многолюдные мегаполисы. Ощущается особая внутренняя энергия и скорость движения. Видно, что страна богата разными ресурсами, самый ценный из которых, конечно, люди.
Больше других меня поразил Шанхай – деловой центр мирового уровня. Здесь сформирована особая бизнес-среда, притягивающая магнитом мировые финансы и высококонкурентный бизнес.
Если европейский бизнес отделен от государства, то в Китае корпоративная среда и государство – это единое целое. Там у бизнеса и немалая социальная нагрузка, и идеологическая ответственность. Это уникальная особенность китайского общества. Такого нет ни в одной другой стране. Посмотрите, какой результат дает такой социально-экономический уклад, основанный на древнейшей тысячелетней философии.
Тому, кто впервые прибывает в КНР, бросается в глаза особый общественный уклад. Например, если в начале дня, часов в 6–7 вы заглянете в один из шанхайских парков, увидите, как люди разных возрастов вместе делают свою традиционную утреннюю гимнастику. Потом идут кто куда: молодежь – на работу, старики – по своим делам.
Мы, европейцы, привыкли к тому, что вечером кипит городская жизнь, китайцы же заканчивают день дома, в тишине, чтобы утром энергично начать новый день. Этому способствуют и традиции создания маленьких садиков, которые каждый китаец старается разбить у своего дома.
– Некоторые, рассуждая о китайской прагматичности, говорят, что они чуть ли не спать ложатся с калькулятором. Так ли это?
– Я не заметил особого прагматизма. Их отношение к жизни мало чем отличается от нашего. Китайцы предельно вежливы. Не говорят «нет», но при этом всегда строго придерживаются своих интересов. Это нужно учесть и принять. Эти знания помогут научиться совместно работать, что важно, ведь Китай – вторая, многие даже говорят, что по ряду параметров – уже первая экономика мира. Его рынок растет, набирает обороты внутреннее потребление, платежеспособность населения. Ожидается, что к 2025 году 35% элитных автомобилей, стоимость которых свыше 100 тыс. долларов, будут приобретать именно в КНР.
Уже сегодня эта страна – четвертый рынок по поставкам вина. Значит, развивается сеть ресторанов, растет благосостояние граждан.
Китайцы заинтересованы в получении больших урожаев. В Сиане я видел персиковый сад, в котором на каждый плод для быстрого созревания была надета маленькая пластиковая «одежка-бутылочка».
Однако у страны есть сложности обеспечения населения едой. Их импорт продуктов питания составляет в год почти 200 млрд долларов.
Нам нужно развивать с Китаем торговлю. Многая белорусская продукция уже известна в этой стране. Около 20 белорусских перерабатывающих предприятий получили лицензии на поставки продукции в Китай. Два из них – на говядину, четыре – мясо птицы.
– А вино?
– Наверное, сможем в будущем продавать им и вино, если оно окажется соответствующего качества. Но пока мы обеспечиваем поддержку традиционных поставщиков, которой способствуют благоприятные, дружеские отношения с Китаем. Пока в двухсторонней торговле у нас отрицательное сальдо – около 2,5 млрд долларов. Наша задача – нарастить поставки хотя бы на 1,5 млрд долларов. Мы двигаемся в нужном направлении: с начала года экспорт вырос. В КНР продаем продукты нефтехимии (синтетические волокна), калийные удобрения, комплектующие для приборостроения и машиностроения. Значительную долю занимают продукты питания. Прорыв в поставках товаров этого сегмента мы сделали в 2017–2018 годах. Теперь наращиваем объемы, расширяем ассортимент.
– Но мы ведь не только аграрная страна. Хотелось, чтобы в экспорте было больше технологичных товаров…
– Наш аграрный сектор носит промышленный, индустриальный характер, он изначально ориентирован на экспорт: внутренний рынок не такой уж и большой. При этом, обратите внимание, Беларусь преуспела и в аграрном секторе. Последние несколько лет мы входим в тройку-пятерку мировых лидеров по производству сухого молока, сливочного масла, сыров сычужных. Почему бы не поставлять часть произведенного на огромный китайский рынок?..
При этом в целом белорусский экспорт представлен самой разной продукцией. Сегодня мир большегрузной техники держится на трех китах: Mitsubishi, Caterpillar и БелАЗ. А что такое ОАО «Беларуськалий»? Это 21,7% мирового рынка калийных удобрений – мы страна №1 по этому виду продукции.
Кстати, у нас есть наработки с КНР и в технологическом секторе, в частности в изучении космоса. Например, в 2016 году китайская ракета-носитель вывела на орбиту белорусский спутник Belintersat – 1.
Чтобы развивать экономику, нужна сильная внешнеэкономическая составляющая. Это один из важнейших драйверов экономического роста и достойного социального уровня населения.
– Владимир Евгеньевич, а как вы оцениваете успехи совместного китайско-белорусского индустриального парка?
– «Великий камень» – самый амбициозный китайский проект за пределами КНР. Здесь уже зарегистрировано 55 резидентов, среди которых – гиганты экономики Поднебесной «Чайна Мерчантс групп», компания Huawei. Индустриальный парк, как и сам Китай, растет, строится, меняется с каждой неделей. И это замечаем не только мы. Недавно к нам приезжал с визитом турецкий партнер. Он был поражен: «Когда три года назад был в «Великом камне», видел просто поле, а сегодня уже действуют современные производства, серьезные компании!». И это не удивительно. В развитие инфраструктуры «Великого камня» вложено более 500 млн долларов. Все это построено в нашей стране и будет работать на благо нашей экономики, общества и, конечно же, бизнеса, который привлекли перспективы индустриального парка.
Через несколько дней БелТПП и 100 белорусских предприятий едут в Шанхай для участия в выставке. В том числе и администрация парка «Великий камень». Ожидаем, что там состоится официальное присо-единение трех новых резидентов парка.
– А чего ожидают белорусские экспоненты от поездки в Шанхай?
– Новых полезных для бизнеса знакомств и выгодных договоров и соглашений. Объем предполагаемых контрактов, которые наши предприятия намерены заключить в Шанхае, – более 50 млн долларов. Только одно молочное предприятие готовит шестимиллионный кон-
тракт. Новые контракты намерена подписать и фабрика «Коммунарка», продукцию которой уже успели оценить сладкоежки КНР. Раньше нас уверяли, что китайцы не любят сладкое. Оказывается, очень даже любят. И давно. Ведь сам Марко Поло привез рецепты мороженого в Европу именно из Китая, где сейчас это лакомство едят в невероятных объемах.
На выставку в Шанхай также едут несколько наших предприятий, работающих по государственным программам инновационного развития, которые курирует Государственный комитет по науке и технологиям Беларуси.
– Продавая свой товар, умеем ли мы хранить секреты? Некоторые предприятия КНР были замечены в копировании известных мировых брендов.
– К китайским заимствованиям нужно нормально относиться. Проблема наших научно-технологических разработок в том, что мы не всегда умеем их защитить, выходя на рынок другой страны. А ведь методики и практика патентной защиты у нас отработаны идеально. В Беларуси действует Национальный центр интеллектуальной собственности, наша страна присоединилась к Конвенции по ее защите. Экспортерам нужно учиться бороться за чистоту экспортных поставок и за свою интеллектуальную собственность.
Хорошая практика была в советское время. Как только предприятие выходило на экспорт, оно автоматически становилось членом торгово-промышленной палаты, внутри которой без проблем решались вопросы патентной защиты. Кстати, и сегодня в структуру БелТПП входит Бел-
патентсервис – организация, специалисты которой не так давно, на выставке «Белагро» провели семинар о существующих в мире инструментах и методах патентной защиты, в том числе на китайском рынке. В ПВТ в конце октября проведем семинар на тему: «Как защитить продукцию ИТ-сферы в США, Европе и Китае?» Нам нужно ценить себя и свой продукт, уметь защитить его, выходя на зарубежные рынки.
Фото из архива БЕЛТА