Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
На заметку потребителю
>>>
Специальный проект
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№41 от 10 октября 2019 года

Мстиславль 1
Мстиславль 1

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Мстиславль основан на территориях, населенных когда-то преимущественно радимичами. Эта область около 1127 года присоединена к Смоленску, который в это время был родовой землей князя Ростислава Мстиславича.

До XII века Смоленская земля входила в Киевское государство. Начало ее политическому обособлению было положено в 1125 году, когда князь Мстислав Великий, унаследовав от отца, Владимира Мономаха, киевский великокняжеский стол, отдал Смоленск во владение своему сыну Ростиславу.

В 1136 году Ростислав добился создания отдельной Смоленской епархии. Первым ее епископом стал Мануил, поставленный в марте–мае того года митрополитом Киевским Михаилом, а имущественное ее положение было обеспечено Уставом князя Ростислава. В Уставе отмечены волости Смоленского княжества, размещенные на территории современной Беларуси: Копысь, Лучин, Басея, Мирачицы, Витрино, Прупой (Пропойск, теперь Славгород), Кречуг (Кричев). В Уставе Ростислава много податных центров князя, однако о Мстиславле речи еще нет, значит, город, как полагают ученые, возник позднее.

Так, из грамоты киевского Михайловского монастыря XVI века следует, что Мстиславль был построен князем Ростиславом: «Лета 6642(1135) Ростислав Мстиславич устрой град великий Смоле-
нескъ и церковь с(в)ятаго Сп(а)са Верху Смыдыни и град Мстиславъль на Верхе онъ же созда».

Учитывая, что большинство событий, о которых сообщает этот источник, относятся к 1135 году, то и эту часть грамоты также начали относить к тому году, и дата стала считаться датой первого упоминания Мстиславля в древних источниках.

Девичья гора находится в северной части Мстиславля на мысе правого высокого берега реки Вихра. На юго-западе от Девичьей горы, по правому берегу некогда полноводной Вихры, расположено городище Замковая гора – первоначальный центр древнего города. От названия замка-крепости гора стала называться Замковой. С XII по XVIII век на горе стоял величественный деревянный замок, окруженный земляными валами и рвами, плотно застроенный жилыми и хозяйственными постройками, между которыми проходили узкие улочки, вымощенные бревнами. На юге и юго-западе к крепости примыкал неукрепленный посад. Городище обнаружено в 1959 году во время археологических раскопок. Тогда был найден культурный слой с деревянными постройками и предметами XII века. Ценные находки стали экспонатами, которые теперь можно увидеть в местном музее. Это украшения, оружие, предметы из стекла и металла, даже берестяная грамота XII века. То, что на Замковой горе был найден стеклянный бокал с арабской надписью и старейшая берестяная грамота, дает неопровержимое доказательство, что испокон веков на этих землях жили люди, обладающие высокой культурой.

В период Русско-польской войны (1654–1667), в результате четырех штурмов, замок был захвачен и сожжен, а большинство его защитников перебиты. Через некоторое время он был восстановлен. Просуществовал до включения Мстиславля в состав Российской империи, после чего необходимость в нем отпала.

Каменный иезуитский костел Святого Михаила Архангела – одна из главных достопримечательностей Мстиславля – является памятником барокко. Ансамбль внесен в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Строительство иезуитского костела началось в 1730 году при поддержке короля Сигизмунда III. Работы шли медленно: только в 1748 году под руководством Бенедикта Мезмера костел был окончательно достроен.

После подавления шляхетского восстания 1830–1831 годов здания бывшего монастыря передали православным, костел был закрыт. В 1842 году
иезуитский костел реконструировали и переделали в православный Свято-Николаевский собор.

Из ансамбля иезуитского коллегиума сохранились: костел Святого Михаила Архангела, здание коллегиума, аптеки, служебные корпуса, а также ограда и часовни.

Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии освящен в 1637 году как храм при монастыре кармелитов. Сам кармелитский монастырь, расположенный у подножия Замковой горы, основан в начале XVII века. Костел при монастыре изначально был деревянным и неприметным, но в 1617–1637 годах на его месте возвели большой каменный храм. В 1654-м после взятия Мстиславля московскими войсками монахи-кармелиты были перебиты, этому событию посвящены две центральные фрески храма – «Взятие Мстиславля московскими войсками в 1654 г.» и «Убийство ксендзов».

Если монастырь кармелитов не дожил до нынешних времен, то костелу было суждено продолжить свою историю. В 1746–1750 годов прошла реконструкция храма под руководством Иоганна Глаубица, автора стиля виленского барокко: были изменены декор фасада, форма крыши.

В советские времена Вознесенский костел был закрыт. Позже памятник архитектуры решено восстановить. Однако процесс подвергся «заморозке», долгие годы костел был окружен строительными лесами, а службы велись в пристройке. Теперь его реставрация возобновлена.

У подножия горы (в начале улицы Ленина) расположен благоустроенный колодец – официально охраняемый гидрологический памятник природы местного значения. Он является свидетелем славной и давней истории края: именно этот колодец, имеющий историческое название «Здоровец», был главным источником питьевой воды в городе долгое время, когда не было возможным рыть колодцы из-за близкого залегания твердых пород, именно из него в деревянных бочках на лошадях привозили горожанам воду.

Изначально же, при возникновении древнего городища, вода из источника выполняла еще одну важнейшую роль – наполняла широкий и глубокий защитный ров, охраняя вместе с Вихрой древний Мстиславль от внезапного нападения врагов.

Крестовоздвиженская церковь построена в середине XIX века на месте деревянного униатского храма.

Первые упоминания о евреях в Мстиславле относятся к XVI веку. К XVII веку Мстиславль становится крупным торговым центром, поддерживающим связи с Русью и Европой. Польский король Владислав Четвертый официально разрешил евреям проживать в городе. Как и во всех литвинских городах, они селились в особых кварталах. Сами стремились жить отдельно, чтобы им не мешали соблюдать свои законы и обычаи. Еврейские дома строились за городскими валами вдоль дороги на Кричев, а затем в Казимировой слободе. В первой половине XVII века, в 1636 году, в городе уже была построена  синагога. Разобрана только перед Второй мировой войной.

В 1778 году в городе проживало 959 евреев. В это время в Мстиславле были 3 каменные и 9 деревянных синагог.

По некоторым сведениям, в городе до наших дней сохранились 2 синагоги – одна по улице Кирова, 13, вторая – в районе Крестовоздвиженской церкви (на Слободе), в советское время там размещался детсад.

Монастырь существовал в 1641–1918 годы в урочище Тупичевщина (теперь восточная окраина города). Собственник урочища, православный помещик Константин Маскевич, подарил ее церкви и построил здесь деревянный храм в честь Сошестия Святого Духа, где и была помещена икона.

Под конец жизни Константин Маскевич поручил своим сыновьям построить при церкви монастырь. Сыновья выполнили волю отца, при этом руководство поручили игумену Оршанского Кутеинского монастыря Иоилю Труцевичу. Комплекс включал деревянные храмы: Свято-Духов, Свято-Введенский, Свято-Николаевский. В первой половине XVII веке сюда перешла часть монахов из близлежащих Онуфриевского и Пустынского монастырей после подчинения их униатской иерархии. В 1718 году здесь уже было 14 монахов.

Храм Святого Духа был знаменит богатым иконостасом, высокохудожественными росписями стен и купола, а также библиотекой с древними рукописями.

В 1771-м была построена каменная церковь Святого Николая. После 1873-го монастырь постепенно пришел в упадок. Все его имущество перевезено в Белыничский монастырь в честь Рождества Богородицы. В 1877 году послушники переведены за 130 верст, в здания бывшего Белыничского монастыря кармелитов.

В 1886 году монастырь в Тупичевщине возобновлен как женский. В 1895-м там возведен величественный каменный Свято-Успенский собор, куда перенесли чудотворную икону Божией Матери «Тупичевская». В конце XIX века здесь действовали церковно-приходская школа, госпиталь, амбулатория.

Монастырь был закрыт в 1918 году. Здания частично разрушены в 1930-е и сожжены во время Второй мировой войны. Остались лишь ворота XIX века. На фундаменте в 1959 году построен маслосырзавод.

Православный кафедральный собор Александра Невского – украшение центральной части Мстиславля. Возведен в 1870 году на фундаменте восьмиалтарного бернардинского костела на месте старинной Афанасьевской церкви.

29 июня 1870 года освящен в честь 650-летия со дня рождения князя благоверного Александра Невского. А 6 декабря 1989 года храм освящен как кафедральный собор. В нем находятся две особо почитаемые святыни: икона Александра Невского с частицей мощей, Иверская икона Божьей Матери, освященная в Москве во время коронации императора Николая II.

Церковь Спасо-Преображенская – памятник деревянного зодчества второй половины XIX века. Располагается храм на мстиславском кладбище, что при выезде из города в сторону Смоленска. Церковь недействующая и находится в довольно плачевном состоянии, ей заменили крышу и вставили окна (металлопрофиль и стеклопакеты), окрашена она также довольно странно.

Легенда от автора проекта

Сад за ручьем

Некогда эта деревня была намного длиннее. Ее улица добегала до ближайшего холма и, спустившись с него, заканчивалась у самого берега небольшого безымянного ручья, разливающегося только в весеннее половодье. Несколько хозяйств обустроились на другом его берегу.

Неведомо, по каким причинам именно с этого конца деревня начала потихонечку вымирать. Покинутые дома стали продавать на дрова или просто сносить. По словам местных жителей, улица вдвое сократилась и теперь между деревней, холмом и ручьем развернулось колхозное поле. Исчезли дома и по ту сторону ручья. Хозпостройки и колодцы были разобраны…

Все сгинуло, кроме небольшого старинного сада, принадлежавшего одному из исчезнувших хозяйств. На удивление, яблони здесь плодоносили каждый год. Вкусные плоды старых сортов привлекали деревенских жителей и особенно детвору.

Но примерно лет шестьдесят назад сельсовет сад посчитал ненужным и постановил: выкорчевать его, а освободившуюся территорию отвести под посевные угодья. Как раз с этого момента я поведаю, что происходило вокруг этого сада, узнав о событиях из рассказов местных жителей.

Старенькая мать тракториста, который должен был участвовать в выкорчевывании сада, категорически была против. Она так и заявила председателю сельсовета, что ляжет на пороге, но не пустит сына.

– Чтобы на меня и на него пальцем люди показывали! – возмущалась она.

Бабушку уговорить не удалось. А сын матери ослушаться не смог.

Тогда местная власть организовала колхозников, на грузовике повезли их к саду. Дорога к нему шла через ручей. И так как он давно обмелел, то обычно ходили пешком через него вброд. Автомобили и трактора проезжали эту мелкую водную преграду запросто. Но перед выездом грузовика к саду началась гроза с обильным ливнем. Вода в ручье поднялась, может, втрое. Водитель автомобиля думал перескочить, однако тут же среди ручья и застрял. Люди, мокнув под дождем, пошли к саду пешком. Дело было ближе к осени, большинство яблок уже в траву осыпалось. Однако селяне, подойдя ближе, заметили, что на первой яблоне, которую они увидели, распускаются цветы. Мужчины постарше сразу же отказались пилить деревья и повернули обратно в деревню. За ними потянулись домой работники помоложе, тоже не решившись рубить зацветший сад.

Когда вернулись в деревню, услышали, что утром этого же дня заболела мать председателя сельского Совета. (По слухам, она пыталась тоже отговорить сына рубить сад). Мало этого, на следующую ночь прошла над деревней еще одна гроза, на этот раз с градом, который сбил все яблоки в садах. И последнее, самое удивительное и таинственное… На том берегу ручья именно во время ночной грозы у самого края сада, на обочине проселочной дороги появился небольшой деревянный поклонный крест. Кто решился во время непогоды его установить – и сегодня осталось секретом.

Председатель сельсовета отменил свое решение вырубать сад и буквально через несколько дней ему позвонили из больницы. Мать его шла на поправку.

Через ручей сделали крепенькую кладочку, а старенький сад и сегодня угощает жителей деревни своими душистыми и вкусными яблоками.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Уже до первого упоминания в летописях Гродно был городом особенным, непростым. Он считался центром развития религии, средоточием культурной жизни, торговли.

За девять столетий до рождения Христа в Китае изобрели деревянное колесо с лопастями, вращаемое потоком воды.

Крестьянский поземельный банк (ул. Ленина) построен в 1913 году по проекту архитектора Остроумова в стиле модерн.

Деревянный монастырь базилианок построен еще в первой половине XVII века. В 1647 году в городе случился пожар, который разрушил множество зданий, в том числе и его.