С директором представительства Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» в Республике Беларусь Владимиром Перцовым беседуем о шансах Анастасии Мирошниченко получить «Оскар», а также о предстоящих новинках телесезона и роли документального кино в эпоху интернета.
– Режиссер и журналист вашего телеканала Анастасия Мирошниченко выдвинута в этом году на «Оскар» от Беларуси со своим фильмом «Дебют». На ваш взгляд, есть ли шанс у картины быть замеченной и, быть может, даже отмеченной жюри этой престижнейшей премии?
– Безусловно, шанс есть! Фильм отлично снят, с хорошей сюжетной линией, в нем идеальный баланс трогательности, драматичности... Кроме этого фильм решает такую важную социальную проблему, как маргинализация заключенных: мы видим сначала женщин, со своими страхами, мечтами, юмором, помогающим им выжить в сложившейся ситуации, и только потом заключенных.
– Как отнесся коллектив к столь впечатляющим успехам коллеги («Дебют» даже в Амстердаме и Каннах получил призы)?
– К счастью, у нас собралась команда, которая умеет радоваться профессиональным успехам коллег.
– Буквально на днях закончился IV Фестиваль документального кино стран СНГ «Евразия.DOC». Эксперты и кинокритики, выступая на его площадках, подчеркивали, что молодежь не смотрит документальное кино. Сможет ли успех Анастасии Мирошниченко привлечь белорусского зрителя, в том числе и молодого, к документалистике?
– Игровые жанры вытесняют документальное кино с телеэкрана, из коммерческих кинопоказов – это факт. Да и то постановочное документальное кино, которое мы видим на телевидении, не может называться документальным в исходном виде. Оно разделено на много жанров (мокьюментари, фактуал, i-Movie, докудрама и т.д.), и то, что мы когда-то считали документалистикой в классическом виде, теперь именуется фестивальным документальным кино.
Не нужно недооценивать молодое поколение. Сейчас документалистика приобретает особый статус, и интерес к ней растет. И такое явление, как видеоблогинг, на мой взгляд, не что иное, как еще одно новое проявление документалистики.
– Какие наиболее интересные и значимые документальные проекты сняты за последнее время журналистами телерадиокомпании «Мир»?
– У нас солидный багаж документальных проектов: «Второй дом» – цикл фильмов (режиссером которых тоже является Анастасия Мирошниченко) о вынужденных переселенцах из Украины, начавших жизнь с чистого листа в Беларуси. Документальный фильм «Репортаж с фронта» – о военных телеоператорах и корреспондентах. Программа «Возвращение в Хатынь» – рассказ о том, как история маленькой деревушки, сожженной фашистами в годы Великой Отечественной войны, «прозвучала» в современном искусстве. Цикл программ «О Беларуси с акцентом» – об иностранцах, которые приехали в нашу страну и остались здесь жить. Очень любопытный цикл «Такие странные», в котором мы рассказывали, как рождаются стереотипы о национальной психологии.
В 2018 году наш документальный фильм «Хроника Минского Нюрнберга» стал финалистом фестиваля документального кино стран СНГ «Евразия.DOC». В этом году МТРК «Мир» получила Специальный диплом за документальный фильм «Мы в Евразии» в номинации «За продвижение евразийского нарратива», также мы создали три знаковых документальных проекта: пятисерийный фильм «История Беларуси. На рубежах веков» к 100-летию БССР – это история страны, людей, нашей независимости от первых дней молодой советской республики до самостоятельного крепкого государства; документальный фильм «История Беларуси. Становление государственности», посвященный 25-летию института Президентства в нашей стране. Мы уже стали забывать о сложных этапах развития государства. О тяжелейшем экономическом кризисе 90-х, остановке заводов, талонах на питание… Белорусы выбрали свою модель социально-экономического развития, провели реформы, сумели построить независимое государство, с которым считаются в мире. К 75-летию освобождения Беларуси снят трехсерийный документальный фильм «Битва за Беларусь. Лето 44-го». Он интересен в первую очередь тем, что мы пошли не стандартной дорогой – с экспертами, свидетелями событий тех лет, а дали слово письмам. Кадры военной хроники дополняют письма советских бойцов, офицеров и генералов, которые освобождали Беларусь, – с одной стороны и солдат вермахта – с другой. Также в фильме показаны реальные исторические документы: распоряжения Ставки Верховного Главнокомандования, переписка с союзниками, свидетельства очевидцев.
Кроме того, что мы снимаем интересные проекты, стараемся поддерживать молодых создателей документального кино, для чего учредили и ежегодно вручаем специальный приз на фестивале «Лiстапад». И каждый год один из режиссеров – представителей стран СНГ и Грузии – получает специальную награду МТРК «Мир» «Язык кино – язык взаимопонимания».
Ангелина СВЕТЛОВА