Знаменитый российский и грузинский педагог-новатор, основатель концепции гуманной педагогики Шалва Амонашвили недавно побывал в Минске с семинаром, на котором собрались более тысячи человек со всей Беларуси. Сегодня этого 88-летнего педагога знают во всем мире. Его перу принадлежит более 20 книг и научных трудов о воспитании детей. Он основал свыше 200 центров и лабораторий гуманной педагогики в России, Украине, Киргизии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии, Беларуси. На страницах газеты «7 дней» мы публикуем наиболее интересные фрагменты его выступления.
Молодые родители в последнее время сталкиваются с новыми проблемами воспитания. Все потому, что дети новые, другие. А та педагогика, по которой мы воспитываем их в семье, в школе, – старая. Современные дети более дерзкие, своенравные, это народ другой породы. В то же время они очень талантливы. Просто к ним нужен другой подход. Разве можно в старых мехах держать молодое вино, которое кипит, бурлит? Нет, конечно! Ему нужны новые меха, иначе и меха порвутся, и вино разольется. Точно так же нам нужна и новая педагогика.
Какие у нас традиционные подходы в воспитании? Если хорошо себя ведешь, буду поощрять – дам, куплю, разрешу... Если плохо – накажу. Воспитание кнутом и пряником – это и есть авторитарная педагогика. Силовой подход – это норма традиционного образовательного процесса. Но отсюда и сложности в общении с детьми, отсюда и диагнозы, которые так часто сейчас ставят: гиперактивность, дефицит внимания...
А что такое активность? Можно ли ее измерить как температуру? Прибора ведь такого нет. Нормы у каждого учителя свои. Как быть с гиперактивными детьми? У меня есть ответ. Если это происходит в семье – отец должен быть более активным, чем сын или дочка! Папа должен быть романтиком! Не таким, который пришел домой и уже устал: «Дайте мне полежать на диване с газетой». У такого папы всегда ребенок будет трудновоспитуемым. А если отец романтик – никто не знает, что он придумает в следующую минуту. Какое это чудо для детей!
И учитель должен быть творческим, изобретательным, ищущим, новатором. И главное – от всего сердца любить детей! Тогда жалоб на гиперактивность не будет.
Дети имеют ту активность, которая им нужна для реализации себя, для утверждения тех задач, тех мыслей, которые они несут в себе. Каждый ребенок имеет свое призвание. Если мы поможем им найти себя, не потерять свои способности, не похоронить их в детстве, как расцветет наша планета!
Учитель должен иметь авторитет среди детей и родителей. И тут не помогут какие-то приказы на государственном уровне. Все зависит от личности самого педагога. Его культура должна быть высокой, щадящей, принимающей. Для каждого ребенка нужно иметь свой ключик. Если ко всем детям относиться как к среднему ученику, то результата не будет.
Учитель будущего должен не просто учить предметам, а взращивать в человеке человечность. А сейчас чаще всего предметников готовят. Необходимо людей воспитывать, а не в человеке математику складывать!
Современные родители стремятся дать своим детям хорошее образование, отдают их в частные престижные школы. А между тем большинство частных школ могут похвастаться только усиленным преподаванием тех или иных предметов, английского например. Но они не несут детям никакого блага. К чему это приводит? Мы даем детям знания, а они потом мастерят в гараже взрывчатку. Это ведь все знания делают, мы пятерки за это ставим, а потом называем этих детей будущими террористами.
Все потому, что упустили главное – нравственность…Образование дает знания, воспитание – человечность. Что для вас важнее? Если в ущерб человечности ребенок тратит свое драгоценное время только на приобретение знаний – вы это будете одобрять?
В гуманной педагогике «воспитание» означает «питание духовного стержня ребенка». Чем питается дух? Манная каша здесь не пригодится. Дух питается образами. Как можно больше давайте детям образов ласки, любви, уважения, прощения, сострадания. Дарите пример всех лучших качеств человека. В этом должны помогать мама, папа, бабушка, дедушка, учительница в школе.
А если мы все сговорились и считаем, что ребенку нужно знать правописание, математику, физику, химию, потом сдать ЕГЭ, в университет поступить… И все это для того, чтобы получить высшее образование? С какой гордостью мы говорим о том, что имеем высшее образование, а вот настоящего Высшего образования, может быть, и нет у нас вовсе…
Моя бабушка прожила более 90 лет. Вся деревня приходила к ней за советом: как с мужем наладить отношения, чем ребенка лечить, когда виноград сажать… Я спрашивал у нее: «Почему все к тебе идут?». Она ничего не отвечала. Потом я повзрослел и сам понял: бабушка была одной из мудрейших женщин на селе. И при этом не умела писать и читать. Неужели она была необразованной женщиной просто потому, что не имела диплома об образовании? Истинное образование – это раскрытие наших духовных даров.
Сегодня родителям нужно быть крайне осторожными. Какими бы идеальными папой или мамой вы ни были, никто не застрахован от того, что ребенок не встретит на улице подонка, который разрушит все ваши лучшие начинания… За порогом дома совершенно другая среда, с другими людьми, речью, принципами. Воспитание – проходной двор. Как сделать так, чтобы родительское слово давало защиту ребенку перед окружающим
миром?
Мой отец, уходя на войну, попросил меня: «Сынок, тебе будут предлагать папиросу. Обещай мне, что никогда не будешь курить». Мне было девять лет. Я ответил: «Хорошо, папа!». Он пожал мне руку со словами: «Я тебе верю, сынок!». Это слово защитило меня и в пятом, и в десятом классе, и тогда, когда я проходил военные сборы. Всюду слово отца защищало меня, хотя соблазнял весь мир. Папы, подумайте: вы владеете таким словом?
В свое время мы с женой также допустили много ошибок в воспитании нашего первенца Пааты. И когда ему исполнилось 16 лет, я написал откровенное письмо своему сыну. Я написал о том, каким хотели бы его видеть, как мы старались это сделать и что упустили. Я попросил: «Пожалуйста, помоги нам исправить ошибки». Это было искреннее признание, и Паата прислушался.
Дарья ЗАЙЦЕВА