Этот год для многодетной семьи Котик из Бреста наверняка войдет в историю. Наталья, Сергей и их трое детей стали победителями областного этапа республиканского конкурса «Семья года».
Вскоре они представят регион в финале, который пройдет в Республиканском дворце культуры профсоюзов. К нему Котики готовились все лето, а заодно – и к новому учебному году. К этому празднику, так же, как и ко Дню учителя, у них отношение особое: в семье два школьника шести и двенадцати лет, а мама – учитель высшей категории, работает классным руководителем 2-го класса в ГУО «Учебно-педагогический комплекс ясли-сад – начальная школа N10 г. Бреста». О таких говорят: педагог от Бога. За профессионализм, успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения, инициативность и творческий подход в профессиональной деятельности Наталья Викторовна Котик отмечена многочисленными грамотами, дипломами и благодарностями. Корреспондент БЕЛТА встретилась с дружной семьей и за чашкой ароматного чая узнала о тонкостях работы классного руководителя.
– Почему ваша семья решила участвовать в конкурсе?
– Наташа – очень активная, непоседливая, любит разные проекты. Сначала увлекли ее, а потом она нас, – начинает разговор Сергей.
– Все началось с разработки сценария «Искусство строить счастливую семью», который мы написали в прошлом году для конкурса, – подключается Наталья. – Эта работа была отмечена грамотой, а директор нашей школы Елена Николаевна Буглаева предложила поучаствовать в конкурсе: мол, семья молодая, творческая, креативная – все получится. Сначала мы победили в районном состязании многодетных семей, затем – в городском, а в мае нас признали лучшей «Семьей года» Брестской области. За это время мы сняли замечательный фильм, где знакомим зрителя со своими традициями, увлечениями и достижениями. Также выполнили два интересных конкурсных задания – подготовили визитную карточку семьи «Родовод» и придумали социально значимый проект «Моя семья – моя страна».
– Классик утверждал, что все счастливые семьи счастливы одинаково. В чем, на ваш взгляд, заключается искусство строить счастливую семью?
– Терпение прежде всего. Как говорится, выдержка и труд все перетрут. А еще очень важно взаимное уважение. Это тот необходимый фундамент, на котором строится крепкая семья. Счастье вне нас появляется только тогда, когда оно есть внутри нас. Счастливая семья – это постоянная внутренняя работа любящих людей.
– Маша, мы счастливая семья? – обращается Сергей к трехлетней дочке. Малышка утвердительно кивает головой.
– Наталья Викторовна, как вы стали педагогом? И почему именно начальных классов?
– Я не планировала становиться учителем именно начальных классов. Моя мама работала в школе, вела трудовое обучение у девочек. Я на ее уроках часто проводила свободное время – училась швейному делу, рукоделию, кулинарии. Было интересно. Однако поступление в педколледж стало спонтанным решением. После девятого класса все мои подружки куда-то поступали, я тоже решила попробовать. Хотя мама была против: она хотела, чтобы я 11 классов окончила. Но я выбрала ближайшее учебное заведение – Лидский педагогический колледж.
Отучившись, пошла работать в среднюю школу, в начальные классы, и одновременно поступила на заочное отделение в Брестский государственный университет имени Пушкина, где и познакомилась с будущим мужем.
– Как вы считаете, с кем труднее работать – с малышами или старшеклассниками?
– Маленькие детки, как пластилин, как тесто, которое сейчас Маша мнет, – мягкие, из них можно слепить все. Маленький ребенок – как зернышко, как росточек. Нашу работу можно сравнить с трудом садовника. Одни растения теплолюбивые, другие – холодоустойчивые, третьи любят яркий свет. Каждому нужен особый уход. Так и дети: кто-то требует больше внимания, кто-то – меньше. Мы их растим, холим и лелеем.
– Есть притча о мудреце, к которому пришла женщина за советом, как правильно воспитывать сына. Когда он узнал, что ребенку пять лет, сказал: именно на столько мать уже опоздала. Когда к вам приводят шести-, семилетних детей, их уже приходится перевоспитывать?
– Мы не перевоспитываем, нет. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования. Он впервые сталкивается с рядом строгих правил и обязанностей, которые развивают дисциплину, организованность, аккуратность и трудолюбие. На основе оценки учителя школьник приучается сопоставлять свое поведение с поведением одноклассников. И этот процесс я бы назвала самовоспитанием.
– За два последних десятилетия наша школа пережила не одну реформу. Как вы оцениваете их результаты? Чего, может быть, не хватает нашей школе?
– Действие реформ видно спустя какое-то время и дать полную оценку им сразу нельзя. То, что они проходят – здорово, потому что время сейчас такое: постоянно требует каких-то изменений. Главное – основываться на том, что уже есть, брать лучший опыт и не менять вектор развития образования ежегодно. А проблемы в образовании, конечно же, есть.
– И в чем основные?
– Наверное, в отсутствии системности в подходе. Например, выпускается четвертый класс, а требования учителей пятых классов значительно выше того объема знаний, который мы даем ученикам. Как ребенок должен на эту ступеньку допрыгнуть? Преемственность должна быть в обучении: из сада – в школу, из класса – в класс.
– Думала, вы скажете о загруженности бумажной работой, низкой зарплате...
– Да, зарплата в сфере образования невысокая. И я, как человек творческий, не люблю бумажной работы, но она нужна, чтобы видеть динамику. Заполнение журнала никто не отменит, как и составление плана урока, подготовку к родительскому собранию. Но если у учителя есть система в работе, он пользуется своими наработками за предыдущие годы, это существенно экономит время.
– Как наличие гаджетов у детей влияет на учебный процесс?
– В начальной школе это мешает организации детей, отвлекает и ученика, и учителя от учебного процесса. На перемене дети не играют, не разговаривают друг с другом. В результате перерыв, который должен дать им возможность отдохнуть, превращается в очередной удар по здоровью. Во-первых, гаджеты – это большая зрительная нагрузка, поэтому сейчас много детей в очках. Во-вторых, во время вирусных инфекций, когда ребята стоят кругом над одним телефоном, они заражают друг друга. Поэтому я своим ученикам запрещаю на переменах играть в телефонах.
– В каком классе начальной школы вам интереснее работать?
– В четвертом, с детьми постарше, когда уже есть отдача от того, что ты раньше дал ученикам. В первом, во втором классе они пока делают маленькие успехи: им нужно прочитать задание, записать. А вот в четвертом они уже решают множество интересных творческих заданий. Это как игра в мяч. Я даю информацию, бросаю мяч и жду обратной подачи. В четвертом классе эта обратная связь учеников с учителем более осознанная. Сейчас у меня второй класс, мы, так сказать, поднимаемся вверх по школьной лесенке.
– Наверное, это трудно – каждые четыре года «встречай, учи и снова расставайся»?
– Да, расставание с детьми, ставшими за четыре года родными, всегда вызывает грусть. Учителя – вечные второгодники, имеющие возможность делать работу над ошибками. С каждым выпуском я с ребятами прохожу дорогу, насыщенную увлекательными уроками, интересными мероприятиями. Это как четыре поры года со своими учениками проживаешь. Но наступает новый сезон, приводят маленьких детей, которые берут своей непосредственностью, и ты перерождаешься заново сам. А вообще, каждый новый класс не похож на предыдущий и по трафарету работать не получится, поэтому учитель должен постоянно совершенствоваться и развиваться.
Светлана ВЕЧОРКО
Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?