Среди номинантов на Премию Союзного государства в области литературы и искусства за 2019–2020 годы – солистка Национального академического Большого театра оперы и балета, заслуженная артистка Беларуси Оксана Волкова.
На высокую награду обладательница роскошного меццо-сопрано выдвинута с формулировкой «за создание сценических образов в области музыкального искусства, концертных программ». Сегодня Оксана Волкова – одна из самых знаменитых и востребованных белорусских оперных певиц. Ей аплодирует публика лучших сцен мира – «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, «Ковент-Гарден» в Лондоне, Большой театр Москвы, «Ла Скала» в Милане и «Колон» в Буэнос-Айресе… Накануне нового театрального сезона певица дала интервью газете «7 дней».
– В России зритель знает и любит вас по многим ролям и выступлениям на сценических площадках. Какие наиболее значимые проекты удалось осуществить с российскими оперными театрами?
– Cама номинация на эту премию стала огромным сюрпризом. О том, что я среди кандидатов, узнала случайно, находясь в самолете. Конечно, приятно и почетно оказаться в такой замечательной компании номинантов. В России я работаю около десяти лет. Сейчас уже трудно вспомнить все фестивали, конкурсы, спектакли и проекты, в которых принимала участие. Мне посчастливилось поработать с Владимиром Спиваковым, Юрием Башметом, Валерием Гергиевым и их оркестрами. Были награды на трех российских конкурсах, участие в спектаклях различных российских театров. И, конечно, отдельное место в моем сердце занимает Большой театр России, где я исполнила за эти годы семь оперных партий, а Кармен и Любашу пела в двух постановках.
– С кем из российских исполнителей сложились дружеские отношения?
– Дружба – понятие такое личное, интимное. Друзей не может быть много, но они у меня есть. С коллегами всегда складываются приятельские отношения, симпатия, без которых хороший спектакль не получится. Настоящей подругой стала прекрасная певица Венера Гимадиева, с которой год делили кухню и квартиру в Москве. Очень ждем, когда наши рабочие графики совпадут в одном проекте, чтобы, наконец, наговориться всласть. В декабре на Исторической сцене Большого театра состоится грандиозный концерт, посвященный десятилетию Молодежной оперной программы. Мы с Венерой, надеюсь, споем дуэтом.
– Вы когда-то выступали на сцене Михайловского театра вместе с самой Еленой Образцовой? Легко ли было спеться с самой дивой?
– Для меня это был легендарный, незабываемый спектакль! Я ехала на машине из Германии, где пела большую программу на фестивале «Лето в Лесмоне» на открытой площадке. Было так холодно, что у меня начался ужасный бронхиальный кашель. Доехав до Питера в «пребольнейшем» состоянии, я все же не отказалась от спектакля, понадеялась за два дня восстановиться. Помню, что дирижер без особого энтузиазма воспринял мою первую репетицию, где я хрипела и шипела. А на самом спектакле, увидев Елену Васильевну в гриме, оторопела: настолько она была в образе Графини. Она подняла на меня строгий взгляд и спросила: «Ты кто?». Я промямлила имя, и весь спектакль простояла за кулисами, восхищаясь живой легендой оперы.
– В вашей творческой жизни присутствуют два «Больших» – российский и белорусский. Как вам удалось попасть в знаменитую московскую оперную труппу? И что вы чувствуете, когда после долгих странствий возвращаетесь на родные подмостки?
– В Большой театр России попала, выдержав огромный конкурс в Молодежную программу. Целый год жила в Москве и повышала свое мастерство. Результатом стали приглашения в разные проекты и участие в спектаклях. Со мной говорили о переезде в Москву и поступлении в труппу, но я решила остаться в Минске, о чем ни разу не пожалела. Свой театр я обожаю. И чувствую, что это взаимно. Меня всегда везде отпускали, поддерживали любые творческие идеи и проекты. Я с большой радостью пою дома!
– На церемонии закрытия II Европейских игр вместе с Басковым вы исполнили знаменитую «Con Te Partiro». Трибуны в конце выступления ликовали от восторга. А что сказали ваши родные?
– Это был очень трогательный момент. У меня возникло ощущение крыльев за спиной. Гордость закрывать Европейские игры такой песней! Родным понравилось выступление, но знакомые не все меня узнали. Накануне я решила, что раз в жизни надо попробовать побыть блондинкой, хотя я брюнеткоподобная шатенка.
– Опера считается элитарным искусством. Может ли человек, далекий от него, со временем научиться получать удовольствие от оперного пения? Насколько способствуют популяризации классической музыки для массового слушателя такие проекты, как «Классика у ратуши»?
– Вы видите, какими овациями одаривали во всем мире Хворостовского, Паваротти, Каллас, какой феноменальный успех имеют концерты Анны Нетребко! Люди обожают хорошую музыку в любое время! Другое дело, что телевизионные и радиоэфиры забиты шлаком на 70%, и навязывают это слушать. «Классика у ратуши» – это проект, которого очень не хватало Минску. С каким удовольствием люди приходят на площадь с детьми, колясками и слушают, столики всех близлежащих кафе заняты задолго. И очень важно, что это бесплатно. Раньше был просто великолепный проект ОНТ «Ночь оперы в Мирском замке». Какая это была красота! Со всей Беларуси съезжались послушать, при любой погоде, даже в ливень. Сейчас наш театр проводит вечера в Несвижском замке, и всегда билеты раскуплены заранее. Я уже не говорю про Большой новогодний бал. Театр не может вместить всех желающих. И меня это очень радует!
– Какие выступления и спектакли вы ждете сейчас с особым нетерпением? Когда порадуете белорусских поклонников?
– В этом сезоне продолжу петь свои спектакли в любимом театре. В ноябре что-то точно спою, и в декабре. Планируется совместный концерт с участием Павла Петрова и Надежды Кучер. В Большом театре России тоже запланированы выступления. Пользуясь случаем, приглашаю всех зрителей Беларуси и России в театр!