Если вы не смотрели фильм «Стажер» с Робертом Де Ниро, то у вас от следующей новости все файлы зависнут! Так вот, Роберт Де Ниро там играет пенсионера, который нанимается стажером в фирму ретейла, то есть продажи в розницу, где всем заправляют «акулы бизнеса», у которых еще молоко на губах не обсохло, зато глаза уже лопаются от жажды прибыли. Как говорится, из молодых да ранних.
Впрочем, так работает вся западная экономика потребления. Не зная, откуда «булки берутся на деревьях», короче, ни часу не проработав в материальном производстве, эти ретейлеры сколачивают себе миллиарды на… упаковке. И на лени потребителей, не умеющих самостоятельно подобрать себе подходящий товар, – деньги берут из воздуха и папье-маше. Короче, одни массово разводят других, не умея не только создавать, но даже замечать истинные материальные и духовные ценности. А вот Де Ниро, то есть «стажер», вдруг открывает им глаза, и они замечают своих близких, друзей и, наконец, настоящую жизнь, которая вовсе не олдскульная бредятина, а единственный источник человеческого счастья…
Такова фабула фильма. Кстати, папье-маше – по-французски «жеваная бумага», только и всего, но именно упаковка, жеваная бумага довлеет сейчас над мировой экономикой.
Если серьезно, впору говорить о засильи торговых сетей и перекупщиков, о новом виде эксплуатации ретейлерами производителей в самом широком смысле, от рабочих до владельцев производств.
И о феодализме прилавка и интернета, точнее, интернет-поисковиков, которые вместо обещанной свободы взяли вас за ручку и куда-то ведут. Но… ведь никто пока не жалуется! И не важно, что вы трижды переплачиваете за товар, потом заказываете его по интернет-почте и снова платите – главное, вы потребляете. Никто не обещал, что вас не объегорят, вам обещали доставить товар – вам его и доставили. «Получите и раскошельтесь!» – таков закон общества потребления.
Согласитесь, на этом можно разбогатеть. И очень быстро! Впрочем, в ретейле все вертится в ускоренном темпе. Если перефразировать песню Цоя, «ретейл – дело молодых», и стажерам-старичкам там не место. Впрочем, даже настоящим профи и совсем не старичкам – тоже. Здесь пенсионная реформа давно состоялась, но всех переплюнул основатель и глава «Алибабы» (подходящее название для ретейл-портала), один из самых богатых людей мира – китаец Джек Ма.
Ему всего 55 лет, по китайским меркам он – мальчишка. Например, в Гонконге магнат Ли Ка-Шин ушел на покой с поста председателя правления «Хатчисон Холдингс» и «Эсет Холдингс» лишь в возрасте 90 лет. А вот Джек Ма планировал уйти еще в 50, но задержался на 5 лет. Наверное, подзаработал еще «немного» деньжат, и теперь его не пугают возможные имиджевые, а там, глядишь, и финансовые потери фирмы. Ведь его имя – Джек – стало синонимом «Алибабы», а сам он – лицо компании, олицетворяющей «китайскую историю успеха»: из грязи да в князи. Капитализация ретейлера, в котором работает 66 тыс. штатных сотрудников, ныне составляет около 420 млрд долларов. Сам же Ма один из богатейших людей Китая с кубышкой в 36,6 млрд долларов, по версии «Форбс».
Ну что ж, пора и честь знать – 10 сентября председатель совета директоров Джек Ма все же ушел на пенсию! Заменит его прежний генеральный директор холдинга Дэниел Чжан. Работает в компании с 2007 года – пришел на должность финансового директора торговой площадки Taobao, а уже в 2008 году возглавил ее. В 2011-м Чжан взял под свое управление маркетплейс Tmall, в 2013 году стал финансовым директором холдинга, в 2015 году – его гендиректором. При этом он совсем не публичный человек – в отличие от Ма, всемирно известного и всеми почитаемого за гуру бизнеса. Более того, новый глава очень тихий и незаметный – его не знают даже в Китае, а родственник одного из сотрудников «Алибабы» однажды даже принял его за… уборщика! Во всяком случае, так утверждает мировой поставщик финансовой информации Bloomberg.
А вот что думает этот тихий китаец, каждый день говорящий международному рынку услуг: «Сим-сим, откройся!», и тот безропотно отдает ему свои сокровища. Вступая в должность, Чжан заявил: «Твердо верю, если мы не убьем наш существующий бизнес – это сделает кто-то другой. Поэтому я бы предпочел, чтобы именно наши новые проекты убили наш существующий бизнес».
Ну и нравы в рыночном бизнесе! Делай харакири, чтобы выжить? А с другой стороны, чего ждать в интернет-индустрии, целиком зависящей от капризов потребления? Ведь оно – не ценность, обладающая устойчивыми параметрами; потребление – удовлетворение запросов. Предположим, вы достигли удовлетворения – что дальше? Придумывать новые «запросы»: всякие «фишки», «моды», «прибамбасы». А тут ведь можно и не угадать. И потерять все миллиарды… Поэтому на «пенсию» лучше уходить пораньше, как Джек Ма. Пока не обанкротился.