Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
…Земли эти принадлежали князьям Трабским, Ходкевичам, Сапегам, а в XVIII веке перешли роду Булгаков. В 1758 году появился на свет Игнатий Булгак. Родители пообещали юноше деревню Жиличи в наследство, если тот получит высшее образование. (Весьма, доложу я вам, серьезная мотивация!) Игнатий окончил университет в Дерпте (нынче это город Тарту), а после пошел воевать с Наполеоном, и с русской армией дошел до самого Парижа.
По возвращении Игнатий, как и подобает родовитому наследнику, взял в супруги достойную девушку – дочь бобруйского маршалка – и в итоге стал владельцем усадьбы в Жиличах, получил в руки состояние жены, а потом даже перенял высокую должность тестя.
Дворцовый ансамбль в Жиличах по указанию Игнатия Булгака стали строить в 1825 году, и стройка эта не затихала до начала XX века. Сам дворец возводился в классических традициях начала XIX века.
За входом следовал огромный вестибюль, откуда можно было попасть в комнаты первого этажа или по лестнице подняться на второй. Когда был возведен главный корпус, к нему достроили домашнюю часовню и жилые помещения. Всего во дворце насчитывалось больше 100 комнат, потолки в каждой украсили лепниной. Интерьер был богат многочисленными декоративными деталями, орнаментом из дерева и дорогой мебелью.
Булгак из всех путешествий привозил ценные вещи, и новая усадьба стала своеобразным музеем его коллекции. У него было уникальное собрание античной скульптуры, дорогие каминные часы, слуцкие пояса, картины с печатями Эрмитажа... Дворец стал главной резиденцией Булгакам и по великолепию отделки и убранству должен был превзойти все дворцы и усадьбы Беларуси. И действительно, по размаху был шикарней и масштабней, чем резиденция Радзивиллов в Несвиже!
Создателем всего этого великолепия был известный архитектор, профессор Виленского университета Кароль Подчашинский.
В 1860–1870-е годы сюда приезжал художник Наполеон Орда. Мастер сделал два рисунка дворца и окрестностей. Позже в Жиличах побывал выдающийся представитель рода Булгаков – Ян Булгак, основатель польской фотографии. Он создал множество фотографий в интерьерах дворца.
Датированы они 1914 годом. И рисунки Орды, и фотографии Булгака дают нам четкое представление о роскоши, великолепии и размахе усадьбы.
После Октябрьской революции большевики организовали во дворце школу для рабочей молодежи, а затем здесь был сельскохозяйственный техникум.
В войну немцы переоборудовали часть дворца в госпиталь, а часть парка стала кладбищем для умерших в госпитале солдат. Еще в помещениях дворца они хранили зерно, а также в одном крыле, на втором этаже, разместили казармы.
К счастью, дворец сохранился практически в первозданном виде, даже уцелела лепнина и остались фрагменты позолоты на орнаментах. В 1996 году в стенах Жиличского дворца открылся музей. Проводится реставрация всего комплекса.
Рядом с дворцом на 18 гектарах был разбит огромный парк со скульптурами, бассейнами и мостиками. Говорили, что местные аллеи образовывали буквы имени владельца «I.B». В парке росло множество экзотических растений и деревьев, до сих пор здесь можно увидеть клены серебристые, ясени пенсильванские, лиственницы европейские и многие другие редкие деревья и растения.
В стороне от главной видовой перспективы за рекой Добосной располагался хозяйственный комплекс, попасть к которому можно было по главной аллее. В имении Булгаков работал единственный на всю округу сахарный завод, продукция которого была известна далеко за пределами губернии. Здесь же размещались свечной и крахмальный заводы, мельницы.
Пройдя вперед, к дороге, можно и теперь увидеть большой производственный корпус. Его легко узнать по арочным окнам. Это – один из цехов бывшего сахарного завода.
Рядом с дворцом, недалеко от памятника жителям деревни, воевавшим во Вторую мировую, находится здание конюшни. К ней примыкает каретная. Комплекс был возведен в 40-е годы XIX века.
Недалеко от бывшего хозяйственного двора и главного корпуса сахарного завода в 30-е годы XIX века возводится водонапорная башня. В ее декоре ярко выражены черты готики.
Множество хозпостроек имения даже в заброшенном состоянии дают четкое представление о разнообразии производства и выпускаемой продукции. Здесь и конюшни, коровники, складские помещения. Возводили все эти хозяйственные корпуса в XIX веке.
В склон холма из кирпича встроена ледовня. Ее соорудили в 1886 году. В ней хранились продовольственные запасы.
На высоком монолитном кирпичном фундаменте стоит хорошо сохранившийся деревянный дом управляющего. Он и сегодня используется в качестве жилья. В 1869 году в этом доме родился писатель и журналист, один из основателей белорусской прозы Антон Иванович Левицкий (Ядвигин Ш.)
Легенда от автора проекта
Сложно иногда бывает вспомнить точную дату того или иного события. Однако в нашем случае можно верно указать, что ровно в 7 утра, 65 лет назад и завязался этот простой сюжет нашей истории. А как все начиналось?
Некогда большая и дружная семья разрослась в новое большое хозяйство и разъехалась не только по разным домам, но и по соседним селениям. Так получилось, что младшая сестра из этой семьи и один из братьев, старше нее на несколько лет, образовав свои семьи, поселились в соседних деревнях, находящихся друг от друга не больше полутора километров. Со временем у семьи брата сложилась устойчивая традиция выезжать на воскресный базар в местечко. Ехали они через деревню, где жила сестра. И так как он был любитель приехать к самому открытию базара, в 7 утра, то обязательный заезд к сестре был примерно на час раньше. Но на этот раз он приехал на час позже, тому причина была банальная, но веская.
Лошадь, которая паслась на лугу у дома всю ночь, под утро порвала путы, и ее пришлось долго искать и отлавливать. Хозяин, хотя и опаздывал на открытие базара, но следовал своей традиции. И на этот раз он заехал к сестре, рассказав о причине своей задержки.
Иногда бывало, что и сестра отправлялась с братом на базар или, занятая всевозможными домашними делами, оставалась дома. Вот и на этот раз на базар сестра не поехала, но, провожая брата в дорогу и узнав, что он собирается в костеле покупать икону ребенку, попросила, чтобы он и ей привез, доверив ему выбрать на свой вкус.
Возвращаясь во второй половине дня, брат заезжает к сестре и вносит в дом две очень похожие простенькие иконы под стеклом в деревянных окладах с изображением Девы Марии и младенца Иисуса на руках. Сестра выбирает одну из них, и иконки разъезжаются в разные дома, разные деревни, разные красные углы на долгие шестьдесят пять лет.
Что же произошло за это время? А за это время прошла целая человеческая жизнь. Первым покинул этот мир брат, а спустя полтора года не стало и сестры. Какое-то время иконы висели в пустых заброшенных домах, а затем хаты наследники продали буквально в одно время. При случайных обстоятельствах два купленных дома восстанавливает одна и та же бригада строителей. Новые хозяева просят вынести из домов старые вещи, мебель и ненужные им иконки. По поверью, если иконы в доме висят, то желательно, чтобы из дома их вынесли чужие люди.
Со слов моего старого знакомого, этнографа и собирателя старинных предметов, мастер этой бригады продает ему кое-какие вещи именно из этих домов, среди них оказались и эти иконки. Случайно об этом узнает один из дальних родственников бывших хозяев домов и выкупает их у моего приятеля.
Вот от этого родственника наших героев я и услышал эту историю, на первый взгляд, ничем не примечательную. Но до сих пор на стене его дома у большого окна в стареньких деревянных окладах висят две простенькие иконы, купленные когда-то в одно время и соединенные только шестьдесят пять лет спустя.