Не все любители кино знают о том, что киностудия «Беларусьфильм» вначале называлась «Советская Беларусь». И появилась она вовсе не в Минске, а в Санкт-Петербурге (Ленинграде) – в 1928 году. Там, на канале Грибоедова, учились делать кино вплоть до 1939 года. Это было творческое для наших кинематографистов время. За годы ленинградской «прописки» белорусы создали десятки фильмов!
На VI Форуме регионов Беларуси и России, который не так давно прошел в Санкт-Петербурге, состоялось знаковое для киностудий «Беларусьфильм» и «Ленфильм» событие. Между ними было заключено Соглашение о сотрудничестве в кинопроизводстве, дистрибуции и продвижении проектов. Свои подписи под ним поставили руководители обеих кинокомпаний – Владимир Карачевский и Эдуард Пичугин. Какую роль сыграет этот документ в будущем кинематографа стран Союзного государства? Об этом корреспондент «Общего дома» спросила генерального директора киностудии «Беларусьфильм» Владимира Карачевского:
– «Беларусьфильм» всегда дружил с киностудиями Советского Союза, а с «Ленфильмом» у нас были особые отношения. И сегодня нас ожидает продолжение связей с этой старейшей киностудией России – уже на новом уровне. Мы и питерцы идем на сближение, не видим друг в друге конкурентов, а только партнеров. Уверен, что сотрудничество даст высокий экономический и культурологический результат и для Беларуси, и для России.
В свое время на «Ленфильме» было снято немало кинокартин о Великой Отечественной войне по произведениям белорусских писателей. Военная тема близка жителям Санкт-Петербурга еще и потому, что город на Неве пережил блокаду вражеских войск и флота. Наша страна тоже почти три года была под властью оккупантов. Может быть, именно поэтому пилотным проектом «Беларусьфильма» и «Ленфильма» стала анимационная лента о Великой Отечественной войне.
– Надеюсь, в результате работы над анимацией «263 ночи» у нас получится военная картина, где прозвучит и тема гетто. Это интересная работа, которая сможет получить хорошую и фестивальную, и зрительскую историю, – уверен Владимир Карачевский.
По поводу других совместных с «Ленфильмом» проектов, что могут появиться в ближайшие годы, он предпочел сохранить интригу. Ведь, по мнению Владимира Михайловича, в киноискусстве идеи – самое ценное, а потому озвучивать их раньше времени не стоит.
Кинематограф сегодня – это крупный бизнес, требующий многомиллионных вложений. Владимир Карачевский и Эдуард Пичугин договорились помогать друг другу в случае привлечения серьезных подрядчиков – кинопроизводителей мирового уровня, которые в поисках интересных для зрителей проектов наведываются и в Питер, и в Минск. Условились совместно использовать ресурсы: павильоны, костюмы, оружие и другой реквизит, договорились об обмене услугами технических специалистов. Впрочем, подобная работа в белорусско-российской команде нашим киношникам не в новинку. Владимир Михайлович рассказал о том, что недавно завершились съемки и начался монтаж совместного фильма Дмитрия Астрахана «Судьба диверсанта», в котором заняты актеры обеих стран. Действие киноленты происходит в годы Великой Отечественной войны в Осиповичах. В центре сюжета – крупнейшая партизанская диверсия против оккупантов. Съемки «Судьбы диверсанта» финансово были поддержаны Министерством культуры Российской Федерации.
– Надеюсь, что этот фильм увидят не только в России и Беларуси, но и во всех странах постсоветского пространства. Очень хочется, чтобы картина понравилась зрителю, не оставила его равнодушным, – отметил Владимир Карачевский.
Если взаимоотношения «Беларусьфильма» с «Ленфильмом» переживают ренессанс, то контакты с киностудией «Мосфильм» у белорусских кинематографистов уже устоявшиеся. «Беларусьфильм», учитывая огромный опыт, немалые наработки и высокий уровень мастерства творческого коллектива «Мосфильма», часто обращается к москвичам за профессиональной помощью, направляет своих специалистов в Первопрестольную.
Знаковым проектом совместной работы этих двух студий стал фильм «Иди и смотри» режиссера Элема Климова. Картина входит в ТОП-100 лучших фильмов мира. Сейчас у нее начинается вторая жизнь: кинолента прошла реставрацию на «Мосфильме» и готова к выходу на экраны.
Хорошо знают дорогу на «Беларусьфильм» и кинематографисты со студии имени Горького, которая только что отсняла в Минске картину «Страсти по Зое». Лента рассказывает о последних часах жизни комсомолки Зои Космодемьянской, имя которой стало символом целой эпохи. Съемки велись как в павильонах, так и на натурплощадках белорусского Смолливуда.
Одна киногруппа завершает съемки – на смену ей приезжает другая. Российский режиссер Юрий Мороз начал снимать фильм по одноименному роману Вячеслава Шишкова «Угрюм-река». Люди старшего поколения помнят ленту Ярополка Лапшина, вышедшую на экраны более 50 лет назад. В новом фильме на первый план выйдут личностные взаимоотношения между главными героями, которые дополнятся мистической интригой, особо востребованной современным зрителем.
Сегодня кинематографисты России и Беларуси работают в самых разных жанрах, стилях и видах кино. Юным зрителям полюбилась серия анимационных просветительско-образовательных мультфильмов «Сказки старого пианино».
– Это прекрасный совместный проект про отечественную и мировую музыкальную историю, – отметил Владимир Карачевский. – Мультфильмы знакомят детей с жизнью и лучшими произведениями Бетховена, Вивальди, Моцарта, Чайковского, Прокофьева, Баха, Гершвина, Шопена и Дебюсси.
Особое место в кинематографе двух стран занимают работы документалистов о нашей совместной истории. В числе последних – работа народного артиста Беларуси режиссера Анатолия Алая. Это документальный фильм о Герое России, родившемся в Беларуси, космонавте Олеге Новицком. Очень важно, что написанием нашей общей истории на эмоциональном, востребованном зрителем языке кино занимаются неравнодушные люди, для которых Россия и Беларусь одинаково дороги.
Мы не могли не задать генеральному директору киностудии «Беларусьфильм» Владимиру Карачевскому и такой вопрос:
– Может ли рассчитывать белорусский и российский зритель на появление совместной киноленты уровня фильма «Брестская крепость», снятого при финансовой поддержке Союзного государства?
– Безусловно, фильм «Брестская крепость» – одна из творческих удач. Прокат картины показал, что она очень понравилась зрителю, притом не только в СНГ, но и в странах дальнего зарубежья. Киноленту показывали даже в Нью-Йорке – в Организации Объединенных Наций, – отметил Владимир Михайлович. – Да, мы ищем проект, аналогичный «Брестской крепости». Обсуждаем с российскими коллегами разные темы. В первую очередь, важнейшие события общей истории. Вот только две из них: подвиг наших бойцов под Ржевом, где сегодня создается масштабный мемориал советскому солдату – достойный памятник тем, кто пал за освобождение нашей общей родины, и наступательная операция «Багратион». Никто не снял кино о ней. Хотя эта знаменитая крупномасштабная наступательная операция благодаря слиянию фронтов сыграла огромную роль в Великой Отечественной войне. Думаю, у России и Беларуси найдутся и другие знаковые темы, достойные кино, а также талантливые и неравнодушные мастера, актеры, способные показать через, судьбы и характеры простых людей открытость и величие наших народов.
Фото «Беларусьфильма»