Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
В 1842 году была построена Брестская крепость. Фактически ее возвели на месте старого Брест-Литовска с его богатейшим историко-культурным наследием. В то время городу было более восьми столетий! Здесь, на острове, что высился
на левом рукаве реки Мухавец, стоял старый замок. В нем в 1409 году, еще перед Грюнвальдом, тайно встречались Витовт и Ягайло, чтобы обсудить план военных действий против крестоносцев. В старом городе, которому первому на территории ВКЛ даровано Магдебургское право, существовали типография, где печатали Брестскую библию, и монетный двор. Тут в Николаевской церкви подписали знаменитую Брестскую унию.
Куда делась эта церковь, городская ратуша, дворцы Сапеги и Бурковского, монастыри доминиканцев, августинцев, иезуитов, бернардинцев, бригиток, старое еврейское кладбище? Все эти здания, которые сегодня украсили бы Брест, уничтожили при строительстве крепости. Новый город был выстроен на расстоянии 1,5–2 километров от крепостной стены.
Костел Божией Матери Королевы был построен в 1856 году в стиле позднего классицизма. В 1948-м его закрыли и здание отдали под краеведческий музей, который работал здесь до 1990 года. В 1950–1957-х храм был перестроен.
Костел Воздвижения Святого Креста – старейший из брестских. Был построен в 1856 году из кирпича. Сейчас это – памятник архитектуры позднего классицизма. В 1950–1957 годы приспособлен под музей (изменены интерьеры, разобраны две башни на главном фасаде). В 2001-м возвращен верующим, реставрирован и отстроен.
Первая брестская синагога, которую спонсировал великий князь Витовт, была возведена в начале XV века. Но в 1495 году с приходом к власти князя Александра евреев изгнали из Бреста, а синагогу отдали христианам, и ее перестроили на каплицу.
После возвращения иудеев на пересечении улиц Жидовской и Русской (территория нынешней крепости) был заложен Жидовский рынок, ставший центром жизни общины. Здесь построили большую синагогу на пожертвования богатых людей.
Снесли брестскую большую синагогу при строительстве крепости. К строительству новой на углу улиц Миллионной и Збироговской (нынешние Советская и Буденного) приступили в 1851-м. При пожаре 1895 года синагога сильно пострадала, но была вскоре отстроена с некоторыми изменениями. Так она просуществовала до Второй мировой войны. В 1944–1945 годах в синагоге открыли кинотеатр (сейчас он носит название «Беларусь»), после реконструкции 1976-го здание утратило первоначальные детали, сохранились только части стен и некоторые надписи в подвале кинотеатра.
До войны в Бресте насчитывалось около 40 синагог и молитвенных домов. Синагогами были нынешнее здание спортивной школы по улице Дзержинского, 25, клуб «Прогресс» по улице Советских Пограничников, 52.
Церковь Святого Николая – яркий храм в русско-византийском стиле – виден издалека. Его история начинается с 1885 года, когда православным братством Брест-Литовска была построена деревянная церковь. Один из многочисленных пожаров уничтожил ее, и было решено начать строительство нового каменного храма. Его возвели в 1906 году.
В Брест-Литовске бернардинцы появились в первой четверти XVII века по приглашению католического епископа Мартина Шишковского. Он отдал бернардинцам свой дом и участок на Волынском предместье города, а также построил для монахов каплицу. В 1605 году бернардинцами были возведены деревянные постройки, костел и монастырь.
С пожертвований Льва Сапеги и Яна Галемского вместо деревянного началось строительство каменного костела. В 1623 году он был освящен во имя Иоанна Крестителя и Святой Анны. В 1624 году при поддержке Гелены Копцювны из рода Дольских основан женский монастырь, поначалу также деревянный. Лишь в 1750 году был освящен каменный костел Непорочного Зачатия, а к 1771 году построены двухэтажные келейные корпуса. Монастыри бернардинцев и бернардинок – единственные сооружения этого ордена в Беларуси, образовавшие ансамбль, организованный вокруг площади.
В 1831 году женский бернардинский монастырь был закрыт. При строительстве брестской крепости сооружения монастырей приспособили для новых нужд. В перестроенных зданиях с 1842 по 1863 год располагался брестский Александровский кадетский корпус. Впоследствии весь комплекс обустроили под окружной госпиталь. В конце 1940-х годов сохранившиеся здания госпиталя, в том числе остатки мужского бернардинского монастыря, были разобраны на кирпичи местными жителями.
Кирха строилась в начале XX века как лютеранская церковь. В 1945-м переоборудована под детский кинотеатр. За большую работу по пропаганде советского киноискусства среди детей и молодежи города в 1979 году кинотеатр награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР.
Когда-то в Бресте существовал Симеоновский мужской монастырь. Он размещался на территории современной Брестской крепости. Все его строения были деревянными, потому неоднократно страдали от пожаров. Пожар 1819 года окончательно разрушил последнюю Симеоновскую церковь. По распоряжению Святейшего Синода в 1823 году монастырь упразднен, а церковь обращена в приходскую. В 1824-м монастырь закрыли по бедности. В 1834 году, в связи со строительством крепости, распоряжением правительства церковь и все строения монастыря были разрушены, а их территория отдана под укрепление строящейся крепости. Православная церковь долгое время странствовала по различным зданиям, пока дворяне Куровский, Бунинский и Молевский не обратились к российскому правительству с просьбой выстроить новую церковь на Кобринском форштадте. В 1865 году храм был возведен. Церковь, построенная по проекту архитектора Скаржинского, является памятником архитектуры русско-византийского стиля. В 1980–1990 годах в соборе прошла масштабная реставрация.
На улице Пушкинской, в самом центре города, находится католическое кладбище. Формирование некрополя датируется первой половиной XIX века. Изначально он располагается за территорией города. Однако Брест разрастался, и в 1873 году кладбище оказалось на территории Киевской слободки, где проживали рабочие, обслуживавшие железнодорожное направление на Киев. В 1929 году Киевская слободка вошла в черту польского Бреста-над-Бугом.
Изначально размеры кладбища были больше, чем сегодня. Впервые его территорию усекли в 1942 году. Второй раз оно пострадало в послевоенный период. Тем не менее часть старинных надгробий сохранилась.
Действующий Гарнизонный Свято-Николаевский храм на территории Брестской крепости, построенный в середине XIX века в стиле византийского зодчества. После подписания Рижского мирного договора (18 марта 1921 года) храм, находившейся уже на территории Польши, в 1924–1929 годах перестроили в римско-каталитический гарнизонный костел Святого Казимира по проекту польского архитектора Ю. Лисецкого.
С 1939 года и до самого начала Великой Отечественной войны в нем размещался клуб 84-го стрелкового полка Красной армии. В 1960-е была произведена консервация здания, а в 1994 году храм вернули православной церкви.
Это самое большое и, по-видимому, самое старое из сохранившихся, закрытых в ХХ веке кладбищ города. Предположительно, основано в ХV веке. Известно, что до переноса города в первой половине ХIХ века это было кладбище деревень Тришин, Шпановичи, Гузни и Крушина. Вероятно, именно в тот период представители христианских конфессий стали стихийно хоронить усопших здесь. Среди сохранившихся надгробий середины ХIХ века рядом с православными встречаются католические и протестантские могилы. С открытием римско-католического кладбища на северо-восточной окраине города количество католических захоронений на Тришинском резко сократилось. Погост стал православным.
Для евреев в 1835 году было отведено два кладбища: одно при корчме Мурановке (на пересечении улиц Тихой и Пивоварной), второе в районе форта № 9 (на Березовке). Последнее было предназначено для перезахоронения усопших со старого погоста на территории будущей крепости.
На Тришинском кладбище стояла старинная Троицкая церковь. Ее снесли из-за ветхости. А в 1894 году здесь построили новую – с севера от погоста на свободной от захоронения территории. Он был обнесен деревянной изгородью. На погосте хоронили православных священников, жертвователей и благодетелей. Впоследствии кладбище разрослось до тракта Москва – Варшава (ул. Московская). После Второй мировой войны оно стало общегородским (еврейское забросили, на католическом хоронили до 1956 года). В начале 1960?х, в связи с «массовым отходом советских людей от церкви», храм сожгли. В 1990-х годах на погосте установлен монумент жертвам репрессий. Тришинское кладбище теперь располагается в центре города, в районе пересечения двух крупных транспортных артерий Бреста, улиц Московской и Пионерской.
Легенда от автора проекта
Всегда с улыбкой вспоминаю знакомую бабушку, рассказавшую мне эту старую легенду. Она без всякого сомнения, с твердой уверенностью сообщила, что эти события, о которых говорится в легенде, происходили в окрестностях деревни, где она жила. А именно – по ту сторону Волчьих болот, в глубине дубовой рощи, от которой сегодня и следа нет. А вот болота, поросшие мелкими деревцами, кустарниками и усеянные сплошь огромными кочками с густым мхом, еще существуют. Не уничтожили их ни время, ни человек с его непродуманной мелиорацией.
Хотя, опять же, по заявлению бабушки, они стали намного меньше в размерах, и пройти на другую строну болот легко можно в обход, не потратив на это и получаса времени.
– Раньше, – начинает свой рассказ моя знакомая, – болота те были огромными. Через них была проложена узкая гать. Большее время года она затапливалась водой, и пройти по ней мог только тот, кто хорошо знал эти места. А на противоположном берегу болот жила нестарая вещунья, или, как ее называли, вайделотка. У нее было три дочери, но из людей никто их не видел. Оберегала она их от людского глаза.
И только один раз здешний молодой охотник случайно увидел ее дочерей. Одна из них влюбилась в этого парня. Да так, что даже попыталась бежать с ним от матери к людям по той самой гати. Но, не зная дороги, влюбленные оступились и провалились в топь. Сама вещунья и ее дочери кинулись в погоню, и им удалось вырвать девушку из холодных объятий трясины. А вот охотника вайделотка решила оставить там, в болоте, чтобы он никому не рассказал, насколько прекрасны ее дочери. Но влюбленная девушка на коленях умоляла мать не губить парня, пригрозив покончить с собой. Вайделотка спасла охотника, взяв с него обещание больше не появляться рядом с их жилищем. И у дочери она тоже взяла слово, что та никогда не покинет родительский дом. Девушка, понимая, что у нее не остается выбора, дала матери такое обещание и спасла жизнь возлюбленному. Вот с тех самых пор никто из людей больше не видел дочерей-красавиц вайделотки.
По еле заметной под водой гати вещунья иногда выходила через болота к людям на этот берег по необходимости или помочь жителям деревни избавиться от хворей. Никогда она не отказывала в помощи, особенно детям. Однако дочерей с собой не брала. Но на одну особенность люди в селении обратили внимание: когда в деревне появлялась вайделотка, всегда рядом с нею на ветках деревьев резвились две неугомонные, шумные, громко стрекочущие сороки.
Продолжение следует.