На завершившемся открытом российском кинофестивале «Кинотавр» председателем жюри основного конкурса был народный артист России Константин Хабенский. С этим фестивалем у Хабенского давняя история. Впервые он приехал сюда 20 лет назад с фильмом «Женская собственность». А сыграв главные роли в фильмах «Бедные родственники», «Географ глобус пропил»
и «Коллектор», которые участвовали в конкурсе «Кинотавра», трижды получал приз в номинации «Лучшая мужская роль». Во время пресс-конференции Хабенский ответил на вопросы журналистов, в том числе и нашего корреспондента.
– Константин, вы много раз участвовали в «Кинотавре» и были его лауреатом. Легко ли согласились быть председателем жюри?
– Мне много раз предлагали быть членом жюри этого фестиваля, но я отказывался по причине свой занятости. Сейчас у меня появилось свободное время, к тому же «Кинотавр» – юбилейный.
– Влияет ли награда этого кинофорума на дальнейшее продвижение фильма?
– На примере картины «Географ глобус пропил» могу сказать, что влияет. Работа над фильмом была сложная, особенно на этапе монтажа, и не было уверенности, что фильм примут. Но после того, как картина получила, помимо гран-при «Кинотавра», еще приз за лучшую мужскую роль, приз имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку и приз жюри кинопрокатчиков, ей был дан зеленый свет. И она имела большой зрительский успех.
– Вы – благодарный зритель?
– Что касается российского кинематографа, то со многими создателями фильмов я знаком сам, но несмотря на это в своих оценках стараюсь быть объективным. В силу профессии пытаюсь найти оправдания человеческим поступкам, понять, что движет героем. Поэтому пускай мне все что угодно показывают, но если я понимаю мотивацию персонажа, то буду смотреть фильм до конца. В кино есть вещи, которые никого не оставляют равнодушным, и если история строится исключительно на них, то я не зритель такого кино. С удовольствием хожу в кино, покупая билеты. А если не успеваю что-то посмотреть, то у меня есть возможность в конце года все увидеть на вручении премии «Золотого орла» или «Ники».
– Как относитесь к тому, что фильм иногда травят еще до его выхода на экраны?
– На мой взгляд, прежде чем травить, фильм сначала нужно посмотреть. К сожалению, у нас стало модно ругать кино еще на уровне синопсиса. Правда, в результате картина получает столько бесплатного пиара, что привлекает зрителя. Хотя часто ее художественная ценность не заслуживает такого внимания. Если брать исторические фильмы, например о Великой Отечественной войне, то нужно честно говорить о том, что было.
– В прошлом году состоялся ваш режиссерский дебют с фильмом «Собибор». Изменилось ли отношение к профессии режиссера?
– Съемки «Собибора» стали для меня большой школой жизни. Но отношение к профессии режиссера у меня не изменилось, потому что и до съемок я эту профессию уважал. И не раз, когда снимался, наблюдал за работой мастеров. Несмотря на то, что состоялся мой дебют в этой сфере, себя к режиссерам не отношу.
– Вы все больше занимаетесь благотворительностью. Такое ощущение, что она для вас стала важнее творчества.
– Все фильмы, в которых я играл, и «Собибор», который снимал, в какой-то мере участвовали в активности нашего благотворительного фонда. Стараюсь выбирать фильмы, оставляющие людям надежду.
– Расскажите о вашем фонде.
– Фонду исполнилось 11 лет. Он растет, набирает обороты, помогает тысячам людей. Наш фонд может улучшить условия людей, которые носят врачебные халаты, и помочь нашим подопечным.
Процесс развития фонда можно спланировать, чего не скажешь о моей профессии, где хорошая роль может быть, а может и не быть.