Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№27 от 04 июля 2019 года

Пинск
Пинск

Разменяв не так давно десятый век своего существования, Пинск, как и надлежит настоящей столице, гордо несет на своих сединах корону архитектурных ансамблей с куполами и крестами пинских святынь. Древнему городу к лицу и разноцветный орнамент пинских крыш, и резные оконца, и кованые кружева старых ворот и балконов, и зеленый бархат садов, парков, скверов и аллей...

Неторопливая Пина, давшая имя городу, служит природным зеркалом, в котором отражаются величие, красота и неповторимость Пинска.

Цитата из книги Т.А. Хвагиной
«ПІНСК – чароўная казка Палесся».

Дворец Бутримовичей заложен 9 сентября 1784 года. Строительство его продлилось 10 лет. Первым владельцем был видный общественный и политический деятель Матеуш Бутримович. Патриот родного края, он принимал активное участие в мелиорации болот и строительстве каналов, сделавших Пинск международным портом. Бутримович снарядил весной 1784-го «Полесскую флотилию», которая поплыла через Варшаву в Европу, чтобы представить там товары родного Полесья.

Архитектура дворца выдержана в смешанном стиле барокко и классицизма. Здание состоит из трех корпусов. Когда-то в главном корпусе было более 10 парадных залов! Современников он поражал своей роскошью. В XIX веке здесь жил и творил прославленный художник, музыкант, педагог, композитор Наполеон Орда. Последней хозяйкой дворца была Констанция Скирмунт, которая передала картины Наполеона Орды в Краковский музей, что спасло их от гибели. Внушительная коллекция всевозможных предметов искусства сгорела при пожаре в 1901 году. А остатки были разворованы.

Сегодня во дворце Бутримовича размещен загс, а также филиал Музея Белорусского Полесья.

Великий гетман литовский князь Михаил Вишневецкий основал в 1705 году в Пинске католический монастырь бернардинцев, в состав которого входил костел Михаила Архангела. Монастырь процветал и быстро разрастался. В нем появились жилища для монахов, хозяйственные постройки. В 1770 году был заложен новый каменный костел. Его освящение состоялось 13 января 1787 года. Просуществовал костел до 1831 года. Затем его переделали в православный храм. После перестройки крышу храма украсил купол луковичного типа. В наши дни это действующий женский Свято-Варваринский монастырь.

Варваринский храм является кафедральным собором. В храме находится икона Святой Варвары с частицами ее мощей.

С середины ХVII века в городе существовала  каменная Большая синагога. Синагога горела и осквернялась во время восстания горожан, объединившихся с казаками Богдана Хмельницкого в 1648 году. В 1656-м снова горела во время захвата Пинска русским воеводой Ф.Ф. Волконским. Но каждый раз восстанавливалась. При советской власти сожженную Большую синагогу разобрали окончательно. Позднее, при строительстве городского Дома культуры, снесли стоящую рядом с ней синагогу «Бейс Гамидраш Клойз». Уничтожена и Китаевская синагога, принадлежавшая хасидам.

Нынешняя пинская синагога – это бывший молитвенный дом раввинов Перловых. Родоначальник этой династии Аарон Перлов (Аарон Карлинский) стоял у истоков религиозного течения карлин-столинский хасидизм. Здание занимали различные учреждения, а потом его превратили в жилой дом. В 1993 году здание  возвращено Пинской еврейской общине.

Иезуитский коллегиум – одна из самых известных достопримечательностей Пинска. Внушительное здание украшает главную площадь города. Выстроен в стиле эпохи Ренессанса и барокко в середине XVII века. На первом этаже были обустроены просторные классы, столовая и подсобные помещения. На втором жили монахи, была оборудована библиотека. Разноязычные документы, рукописи, грамоты и, конечно, книги – все это было в свободном распоряжении для учеников коллегиума. Ежегодно здесь обу-чались около 700 юношей. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. В 1953 году его отреставрировали и присвоили статус памятника истории и культуры республиканского значения. А после реставрации 1996-го здание стало Музеем Белорусского Полесья.

К сожалению, был уничтожен уникальный иезуитский костел, входивший в комплекс коллегиума, и торговые ряды, располагавшиеся рядом, – памятник архитектуры XIX века. В начале 50-х годов XX века они были взорваны.

Костел Карло Борромео воздвигнут в 1695 году в предместье Пинска Каролин. Первое здание было деревянным. Его построили Ян Кароль Дольский и его жена Анна специально для приехавших из Италии монахов-коммунистов – ордена светских ксендзов, пребывающих в коммуне.

Ксендзы активно занялись общественной деятельностью, учили детей. Они открыли семинарию в простом деревянном доме. Дела пошли в гору, и уже в 1770 году начали строительство каменного храма. Активную помощь и поддержку в строительстве оказывал гетман Михаил Огинский. Продлилась стройка 12 лет. Костел – пример оборонного строительства. Храм может похвастаться внушительной толщиной стен, подземными ходами, он немного напоминает крепостную башню. Костел был построен на закате барочной архитектуры. Небогатый декор интерьера подчеркивает суровый аскетизм здания. В 1782-м костел принял первых прихожан.

В 1860 году, после прекращения деятельности ордена монахов – коммунистов, храм был заново освящен в честь Святой Троицы. В нем провели реставрацию на пожертвования прихожан.

В 1912-м костел присоединили к храму Успения Девы Марии. В нем продолжались службы и во время Второй мировой войны, и после ее окончания войны. Только в 1960-е годы храм закрыли. Теперь здесь проходят органные концерты классической и современной музыки как белорусских исполнителей, так и зарубежных музыкантов.

Монахи-францисканцы прибыли в Пинск по приглашению князя Пинска, Турова и Стародуба Зигмунда Кейстутовича. Он помог францисканцам построить храм в благодарность и память о своем крещении. Деревянный францисканский костел Успения Девы Марии появился в Пинске в 1396 году.

Сооружения, какими их видят современники, возведены позднее, в 1706–1730 годах. Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии – главная часть монастыря францисканцев. Весь ансамбль выполнен в стиле барокко.

Внутри храм так же величественен, как и снаружи. Интерьер украшен деревянными барочными скульптурами, фресками, росписями. Художник С. Рудзинский расписал своды и подкружные арки храма в 1909 году. Еще одной особенностью собора является старинный орган. Орган специально для костела построил Адальберт Гродницкий из Вильни. Он создал редкое звучание инструмента благодаря 1498 трубам из дерева и металла. Такого органа нет больше нигде в мире.

В Успенском костеле находится уникальная фреска – «Пинская Мадонна», которую написал белорусский художник, скульптор, медальер, искусствовед и этнограф Альфред Ромер. Храм является действующим.

На улице Заслонова размещается несколько зданий бывших банков: Польского, дом 17, Коммерческого, дом 2.

В 1873 году в Минске был основан «Минский коммерческий банк». В списке его основателей были жители Пинска: купцы второй гильдии С.А. Лурье и Э.А. Элиасберг, почетный потомственный гражданин города Пинска А.М. Лурье. Это был один из крупнейших банков Российской империи. Его отделения существовали в 12 городах, в том числе и в Пинске. В Пинске филиал банка размещался в прекрасном здании в стиле модерн по улице Плевской (Заслонова, 12). Теперь это жилой дом, один из лучших в историческом центре города.

Здание построено в конце XIX века. Изначально оно было флигелем дворца Бутримовича, и в нем, как и во дворце, угадываются черты классицизма. Главный вход выполнен в виде античного портика, над окнами – сандрики, на углах здания – рустованные лопатки. Констанция Скирмунт флигель своего дворца продала в 1913 году уездной управе. В здании разместилось земское управление. В период реконструкции Днепро-Бугского канала (с 1921 года) в нем было специальное управление по ведению работ. А позже, после небольшой перестройки, это здание заняли служащие сеймика – органа поветового самоуправления. В наши дни в нем открыт ресторан-клуб «Франт».

«Первооткрывателем» синематографа в Пинске был купеческий сын Давид Лейбович Боярский. Он в 1911 году приобрел участок на углу улиц Инженерной (В. Хоружей) и Продольно-Школьной (В. Коржа) у Друцких-Любецких и тут же приступил к строительству кинотеатра. Сегодня в этом здании Полесский драматический театр.

Большинство зданий относящихся к исторической рядовой застройке расположено, естественно, в центре города, там же где и основные достопримечательности. От коллегиума иезуитов до кафедрального костела Успения, в районе наиболее насыщенной исторической застройки, в городе организована пешеходная улица.

Легенда от автора проекта

Рисунок на обложке

История нашего времени, счастливый конец которой произошел буквально полтора года тому назад.

Мой старый добрый приятель уже давно увлекается собирательством старых вещей. Но большая часть его собрания и гордость – книги. В основном они по истории, причем есть образцы, изданные еще во времена Великого Княжества и Речи Посполитой и, конечно, книги изданные, как он сам выражается, «за польскім і за савецкім часам». Отдельная часть этой коллекции и ее изюминка – школьные буквари.

Вот об одной из этих книг, а если точнее – об одном букваре – и пойдет речь в нашей истории. В семье у моего друга было трое братьев и сестра, они были старше его лет на семь-восемь.

Когда братья и сестра уже учились в городе, а он только окончил школу, все книги в доме хранились в шкафу, доставшемся в наследство от старого дедушки по линии матери. Со временем деревянный раритет обветшал, и его заменили на новый образец советского производства. А книги в основном все отнесли храниться на чердак. Был среди них и его первый букварь…

Через много лет, когда уже умерли родители, мой приятель случайно узнал, что один из его старших братьев продает родительский дом. Покуда он нашел свободное время добраться до родительского дома, то у него уже были другие хозяева. Приехав к себе на родину, приятель обращается к новому хозяину с просьбой взять что-то из родительского дома, в частности книги. Но выяснилось, что буквально неделю назад они завезли их и сдали в макулатуру.

С этого момента у моего приятеля возникло страшное желание найти эту книгу. Тут же вспоминается небольшая особенность этого букваря. На уголке предпоследней страницы обложки, в левом углу нарисованы фигурки детей. Дальше весь рассказ пойдет от его имени.

– Слева изображена девочка с косичкам и бантиками. Это моя одноклассница Наташка, с которой я сидел вместе за одной партой с первого по четвертый класс. А рядом – мальчик с оттопыренными ушами, это я, как мог, по-детски, изобразил себя.

Новые хозяева мне сообщают, что вся макулатура отправлена на заготбазу в районный центр. Целый день я перебирал на базе макулатуру, собранную со всего района. Все искал свой букварь. Безрезультатно… Это как искать булавку в огромном стоге сена. Мало этого, выясняется, что работники этой базы иногда разрешают посторонним людям покопаться в макулатуре до ее отправки на переработку. Узнать, откуда эти люди были, так и не удалось.

…Прошло довольно много времени, мой приятель по-прежнему преподавал в университете. В свободное время со студентами и в одиночку путешествовал по стране. Собирал старые вещи, пополняя свою неплохую коллекцию.

Продолжение следует



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Уже до первого упоминания в летописях Гродно был городом особенным, непростым. Он считался центром развития религии, средоточием культурной жизни, торговли.

За девять столетий до рождения Христа в Китае изобрели деревянное колесо с лопастями, вращаемое потоком воды.

Крестьянский поземельный банк (ул. Ленина) построен в 1913 году по проекту архитектора Остроумова в стиле модерн.

Деревянный монастырь базилианок построен еще в первой половине XVII века. В 1647 году в городе случился пожар, который разрушил множество зданий, в том числе и его.