Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№23 от 06 июня 2019 года

Перковичи
Перковичи

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Нынешний наш маршрут пролегает по Брестской области.

Деревня с названием Именин в Дрогичинском районе несколько столетий назад называлась Торокань, и была она широко известной по всей Речи Посполитой – именно здесь был построен один из самых могущественных грекокатолических монастырей.

В письменных источниках Торокань впервые упоминается в 1517 году, и это упоминание связано с женщиной. Агата Песочинская – жена волынского каштеляна – как-то объезжала свои владения. К огорчению владелицы, жители здешних мест не выказывали усердного служения Богу, а по-прежнему молились языческим богам. Тогда Песочинская решила, что надо построить монастырь для укрепления христианства. Она подарила Торокань митрополиту Киевскому, который обещал на этих землях возвести церковь Святой Троицы и монастырь.

Это строительство началось не сразу. Агата Песочинская к тому времени уже умерла, а митрополит Киевский Солтан передарил Торокань одному из своих епископов – Паисию. В 1569 году в Берестье была заключена уния между католиками и православными. После этого и началось строительство в Торокани – возведена церковь и униатский монастырь.

В монастыре жили монахи-базилиане – представители единственного униатского монашеского ордена. Торокань становится центром всего униатского мира, здесь стали проводиться униатские собрания.

В 1780 году в местечке была построена новая униатская Богоявленская церковь. «Золотой век» униатства закончился вместе с крахом Речи Посполитой. Именно в Торокани  прошло последнее собрание униатов, которое не смогло повлиять на сохранение этой веры. Монастырь был разрушен, до наших дней дошло только одно из хозяйственных строений.

Перковичи

Перковичи известны с 1494 года. Первоначально ими владели Андреевичи, затем имение перешло к Войтковичам. В 1538-м король Сигизмунд I подтвердил грамотой право собственности Матвея Войтковича. В 1580 году имение принадлежало уже Михаилу Боговитиновичу-Козерадскому, а в 1596-м его купил епископ Кирилл Терлецкий, известный деятель Брестской унии.

В 1756 году владельцами Перковичей стали представители рода Вислоухов, которые управляли ими без малого два века, вплоть до 1939 года.

В 1805 году Зенон Вислоух, подкоморий брестский, заложил в Перковичах дворянскую усадьбу. Он же возвел каменную Успенскую церковь в стиле позднего классицизма. Затем имением владел Феликс Вислоух, во время восстания 1863 года он был военным комиссаром Виленской губернии. От него имение перешло к сыну Антонию, который был известен как историк, коллекционер и библиофил. В 1906 году он перестроил усадебный дом. В начале XX века поместье окружал парк площадью до 16 гектаров.

Антоний Вислоух имел девятерых детей. Его сын Станислав был последним владельцем родовой усадьбы (1930–1939), после перехода этих земель к СССР выехал в Варшаву. Старый Антоний Перкович был арестован советскими властями и выслан в глубь России, где и сгинул бесследно.

В послевоенное время в усадебном доме разместился сиротский приют, позднее преобразованный в школу-интернат санаторного типа. От первоначального строения сохранились только фасады, внутренние помещения полностью перепланированы. Успенская церковь отреставрирована и действует. Рядом с ней расположена колокольня.

Антополь

Основная достопримечательность поселка – деревянная церковь Воскресения Христова, возведена в 1854 году в стиле классицизма. Храм поддерживается в отличном состоянии и является действующим. Рядом с церковью расположена небольшая деревянная двухъярусная колокольня, построенная в 1866-м. С другой стороны от церкви стоит мемориальная колонна XIX века.

По одной из версий, она возведена в честь конституции Речи Посполитой от 3 мая 1791 года, по другой – в память о восстании Костюшко (1794).

Кроме того, в Антополе сохранились и торговые ряды (редкий и ценный тип архитектурных памятников в Беларуси). Некоторые из старинных зданий поселка перестроены во второй половине XX века. К сожалению, большинство из них теперь в весьма неприглядном состоянии. В поселке когда-то располагался обширный усадебный комплекс XIX века. От этой усадьбы ничего не сохранилось.

Брашевичи

Впервые упомянуты в 1435 году. Первоначально усадьба принадлежала роду Кезгайлов, которые построили здесь костел. В 1554-м усадьбу выкупил епископ луцкий Валериан Протасевич, в 1636 году она принадлежала Яну Нарушевичу, а от него перешла к великому литовскому канцлеру Альбрехту Станиславу Радзивиллу.

В XVII или XVIII веке в Брашевичах была построена деревянная униатская церковь (не сохранилась).

В 1761 году деревня перешла во владение иезуитов, не-много позже владельцем имения стал ротмистр из Бреста Игнат Бареуш. В XIX веке усадьба принадлежала Борейшам, после подавления восстания 1863 года конфискована в российскую казну, а затем передана российским помещикам. В 1914-м здесь построена кирпичная Спасо-Преображенская православная церковь в русско-византийском стиле.

От усадьбы Борейшей XIX века остались только фрагменты парка.

Субботы

Церковь малой Торокани (так раньше называлась деревня) была построена в 1797 году стараниями монахов-базилианцев большого Тороканьского монастыря. Церковь каменная с деревянной колокольней.

Указом №14711 Святейшего Синода 1897 года 23 декабря приходская церковь Рождества Божией Матери переименована из Тороканьской в Субботскую. Ныне храм действующий и находится в удовлетворительном состоянии.

Октябрь

Рядом с деревней на открытой местности возвышается эта православная святыня 1837 года. Построен храм в стиле народного зодчества из соснового бруса. В 1950-е годы отреставрирован и обшит вагонкой. Названа церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Воловель

Георгиевская церковь, расположенная здесь, в некоторых источниках называется Юрьевской. Построена из дерева в 1766 году с явными особенностями стиля барокко. Памятник народного деревянного зодчества.

Черняково

Свято-Николаевская церковь возведена в 1725 году на месте явления в конце XVII века иконы Матери Божией Черняковской, врубленной в сосну.

Храм – памятник народного деревянного зодчества. Первоначально был униатским. В 1864 году передан православной церкви. Перед входом в храм отдельно возведена двухъярусная каркасная брама-колокольня – одна из немногих, сохранившихся в Беларуси.

Именин

С XVI века здесь находится Тороканьский базилианский монастырь. В эпоху Речи Посполитой в нем располагалась усадьба протоархимандрита ордена базилиан, деятельность которого была расширена на территории Беларуси, Правобережной Украины, соседних регионов Польши и Литвы. При Тороканьском монастыре на рубеже XVI–XVII веков основана школа. В последней четверти XVIII века при нем существовала библиотека.

Детковичи

Покровская церковь возведена в 1740 году и является памятником деревянного зодчества. Отдельно стоит двухъярусная брама-колокольня под шатром. Колокол для нее был отлит в 1846 году.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Уже до первого упоминания в летописях Гродно был городом особенным, непростым. Он считался центром развития религии, средоточием культурной жизни, торговли.

За девять столетий до рождения Христа в Китае изобрели деревянное колесо с лопастями, вращаемое потоком воды.

Крестьянский поземельный банк (ул. Ленина) построен в 1913 году по проекту архитектора Остроумова в стиле модерн.

Деревянный монастырь базилианок построен еще в первой половине XVII века. В 1647 году в городе случился пожар, который разрушил множество зданий, в том числе и его.