Па-над Полацкам вежы стромкія,
Па-над Полацкам звоны бомкія
Звонам-голасам будзяць-просяцца:
Слова Божае ды не зносіцца!
Хлеб узрошчаны будзе скошаны,
Госці добрыя будуць прошаны,
Душы ветлыя не зачыняцца,
Беды розныя не прычыняцца.
Горад над Дзвіной. Надзея Салодкая
Борисов камень памятник средневековой культуры XII века – один из самых старых объектов, сохранившихся на территории Беларуси. Долгое время он лежал на дне Западной Двины около деревни Подкостельцы (5 км от Полоцка) и появлялся из воды только в засушливые годы. В 1981 году камень был привезен в Полоцк и установлен около Софийского собора.
На огромном валуне восьми метров в окружности вырублен шестиконечный крест длиной более полутора метров и надпись «ХС НИКА», а также «Господи помози рабу своему Борису».
Среди исследователей нет единого мнения по поводу надписи на камне. Одни утверждают, что полочане, приняв христианство, не могли расстаться с языческими обычаями и продолжали поклоняться этому камню, потому князь Борис и повелел высечь на нем крест и надпись. Другие называют Борисовы камни памятниками военных действий Бориса Всеславовича, третьи же связывают надпись с голодными 1127–1128 годами.
Известны четыре сохранившихся Борисовых камня. Один из них находится в деревне Друя Браславского района, второй – в музее-заповеднике «Коломенское» в Москве (вывезен в 1988 году), третий – в деревне Камено Минской области, а четвертый – в Полоцке.
Памятный знак географического центра Европы установлен в сквере на проспекте Франциска Скорины. Он выполнен в виде северного полушария с гербом города – корабликом. Металлические стрелки указывают на разные стороны света. Возле «сердца Европы» любят прогуливаться местные жители и туристы.
В Полоцке множество памятников. Назовем только некоторые, на наш взгляд, наиболее интересные. Памятник Все-славу Чародею – конный всадник. Разумеется, не сохранилось никаких портретов князя, основавшего город, но выглядит монумент сказочно.
Памятник Николаю Чудотворцу установлен недалеко от Свято-Евфросиниевского монастыря. Он выполнен из бронзы, высота его – 3,5 метра, 1,5 метра – высота постамента.
Польский король и великий князь Стефан Баторий содействовал появлению в Полоцке иезуитского коллегиума. В память об этом учебном заведении в 2010 году и был поставлен памятник студенту, школяру. Скульптура стоит рядом с факультетом информационных технологий Полоцкого государственного университета.
В 2003-м в городе открыли памятник Симеону Полоцкому. Монумент великому мыслителю, драматургу, поэту, духовному писателю, человеку, много сделавшему для развития белорусской культуры, установили благодарные полочане.
Памятник святой Евфросинии Полоцкой находится в начале проспекта ее имени. Открытие его состоялось в сентябре 2000 года, в день праздника Воздвижения.
Первый в мире монумент Франциску Скорине был возведен в 1974 году именно в Полоцке.
Памятник, посвященный героям Отечественной войны 1812 года, установлен в центре города в декабре 2009-го на площади Свободы.
Во время Ливонской войны (1558–1583) Иван Грозный захватил Полоцк. По его приказу сразу же начинается строительство новых замковых укреплений. Новый замок был построен за два года (1563–1564). Одновременно велись работы по восстановлению разрушенных древних деревянных укреплений Софийской горы. «Замок на горе высокой» начал заселяться с конца X века, однако пожар и обстрелы Полоцка в феврале 1563 года многое уничтожили, возникло и новое название – Вышний (или Верхний) замок.
Стефан Баторий в августе 1579-го отвоевал город у русских войск. После окончания Ливонской войны Верхний и Нижний замки становятся городской территорией. Нижний замок перестал являться военной фортецией, и его деревянные укрепления больше никогда не восстанавливались. Насыпной земляной вал со временем получил название «вал Ивана Грозного».
Знак букве «ў» установлен в 2003 году в сквере на проспекте Скорины. Сделан он по проекту И. Куржалова. Одновременно выполняет функцию солнечных часов.
Буквы «ў» нет в алфавите других языков мира. В белорусском она появилась в результате стихийного развития языка и впервые была предложена для письма в 1870 году этнографом П. Бессоновым. В начале ХХ века она утвердилась в первых легальных белорусских газетах «Наша доля», «Наша Ніва», изданиях объединения «Загляне сонца і ў наша аконца».
Сохранились в городе отдельные дома старой рядовой застройки по улицам Горького, Замковой, Ленина и др. Для них свойственна архитек-
тура барокко, классицизма и эклектики.
На кладбище деревни Якемань возле Полоцка сохранилось несколько уникальных каменных крестов.В деревне Коллективное стоит храм Николая Чудотворца, воздвигнутый в 1766 году в стиле барокко.
К сожалению, в Россонах, которые расположены в 50 километрах от Полоцка, как и во всем Россонском районе, фактически нет достопримечательностей. В поселке сохранилась усадьба Глазко, построенная в 1900-м, и Вознесенская церковь 1879 года.
Пожарное депо в Полоцке построено в 1927 году (возможно, это дата перестройки). Его заметная часть – каланча высотой 33 метра. Несмотря на почтенный возраст, это здание до сих пор используется по прямому назначению. Здесь расквартирован отряд МЧС.
Богиня весны
В этом поселении особенно ревностно и строго относились к соблюдению народных праздников и традиций, дошедших до нас от трудолюбивых предков, умевших отдыхать и веселиться.
Так взрослые без всякого принуждения прививали детям уважение к традициям. Со временем добавлялось что-то новое, но основой, без всяких сомнений, был неоценимый опыт и знания поколения старшего. От каких-то песнопений и присущих народу движений в танце до обрядов – все с глубоким уважением перенималось и сохранялось.
Праздник в честь богини весны проходил перед Юрьевым днем. Уже который год молодежь этой деревни выбирала самую стройную и красивую девушку, наряжая ее в образ весны. Или, как еще ее называли на белорусских землях, – Ляли.
Обязательно на девушке должно было быть длинное белое платье. На голову, талию и руки надевали сплетенные из трав и цветов обручи и пояса. Украшения брали те, которые сохранились от матерей и бабушек. Собравшись у ворот дома, где жила будущая Ляля, молодежь вызывала ее ритуальными песнями и танцами.
Вот и на этот раз к людям девушка вышла обильно украшенная в шикарном белом платье. Звали девушку Галинка.
Веселая процессия двинула по улице через всю деревню на берег реки. До первых сумерек водили хороводы, пели песни, из первых весенних цветов плели венки, раздавали угощения и подарки.
Как никогда была в этот раз щедра Ляля. Из ее маленькой корзинки как из рога изобилия сыпались на девушек гирлянды цветов и венки, украшения и сладости. Даже парни были одарены амулетами разными да украшениями из кожи и металла.
После сытного застолья молодежь навеселе не пыталась выяснить, почему в этом году такая щедрая Ляля и откуда у нее такие украшения. Весь вечер прошел в шумных гуляньях и хороводах. Было много песен и танцев.
Только к концу праздника заметили, что среди гуляющих нет их милой и щедрой Ляли.
– Может, мы ее чем-то обидели? – предположил кто-то. И тут же все поспешили к дому Галинки. Зашли в дом, а там – никого, но услышали какой-то шум из коморки. Открыли и нашли в ней заплаканную и растрепанную Галинку. Продолжая рыдать, она рассказала, что перед самым приходом молодежи она, наряжаясь, зашла в коморку, а ее кто-то тут же запер. Сразу стали шутить, что это ее подружки-завистницы: уж который год лишь ее, Галинку, и выбирают богиней весны. Тут же раздались голоса другие: так кто же тогда на гулянье исполнял роль Ляли?
Долго еще рассказывалась эта история среди молодежи, передавалась из поколения в поколение, пока не стала красивой легендой. Ну а что до старшего поколения, так те без всякого сомнения, в один голос утверждали, что на празднике была сама богиня весны. Заперев выбранную молодежью девушку, она предстала перед гуляющими в ее образе. Только так можно было объяснить щедрость и подарки в изобилии от нее. Присматривалась она, наверное, не один год к тому, как и в каких поселениях призывают ее особенно красочно, со всевозможными гуляньями и шутками. Видать, эта деревня ей особенно понравилась.
– Да иначе и быть не могло, – добавляли старики. – У кого, как ни у нас, этот праздник краше бывает?
Следующий маршрут – ПЕРКОВИЧИ