Хотите увидеть все, что находится за кадром? Пройтись по площадкам, куда имеют доступ только сотрудники телевидения? Тогда нам с вами по пути!
Общенациональное телевидение (ОНТ) располагается в центре города, в историческом здании с колоннами по адресу Коммунистическая, 6.
Наша первая «остановка» – сердце телевидения – большая комната с компьютерами, похожая на офис. Сюда «с полей» возвращаются корреспонденты, садятся перед мониторами и начинают создавать свой продукт. Затем материал попадает к шеф-редактору, он его «причесывает» и отправляет на монтаж. Задерживаться здесь надолго стороннему наблюдателю не стоит: тележурналисты любят работать в тихой и несуетной обстановке.
А вот она, красавица – студия в 300 квадратных метров, гордость телеканала!
– В «трехсотке», куда наша команда переехала полтора года назад, каждый сантиметр работает на то, чтобы вы смотрели новости, которые нравятся миллионам зрителей! – рассказывает директор дирекции информационного вещания Анатолий Занкович. – Здесь снимаются почти все самые значимые проекты канала. Когда ее оборудовали, учитывали, что зрителю сегодня нужны мультимедийность, дополнительная графика, визуальные картинки. Технически студия прекрасно оснащена: хороший свет, камерный парк, телесуфлеры, кран, подвижный подиум на аккумуляторах, который для создания визуально красивой картинки зажигается разными цветами.
Площадь экрана составляет сорокчетыре квадратных метра! Эта оживленная стена с тремя большими плазмами позволяет создавать интерактивный формат. Вообще «трехсотка» – студия-трансформер, камеры и вся конструкция перемещаются в зависимости от специфики программы, а также задумки журналиста, редактора и режиссера.
Здесь же работают графики-дизайнеры, очень талантливые ребята, которые могут нарисовать дополненную реальность. Сюда залетали самолеты, метеориты, заезжали «БелАЗы», «феррари» и «харлеи». Здесь проваливались под лед лодки, а вместе с ними и... телеведущий. Подобные фишки, созданные компьютерной графикой, помогают оживить телевизионную картинку.
Дополненная реальность используется, во-первых, для того, чтобы ТВ было «на гребне волны», а во-вторых, чтобы высококачественный продукт сделать удобным для просмотра.
Совместно с одним из белорусских заводов здесь удалось повторить технологию работы экранов, признанную сегодня лучшей в мире. Каждую деталь на разных предприятиях изготавливали с пометкой «Специально для телеканала ОНТ».
«При ее создании использованы абсолютно новые и прорывные технологии белорусских производителей, – вспоминает Анатолий Занкович. – А это здорово удешевило проект без потери качества. Мы стали катализаторами создания в Беларуси производства фильтров для светодиодных экранов. И что особенно приятно – эти фильтры выпустило белорусское предприятие. Они были разработаны, апробированы и поставлены в студию. Фильтры позволяют снимать экраны с любого расстояния без потери качества. На мой взгляд, в стране «трехсотка» является лучшей».
Немного поменьше, но тем не менее тоже впечатляюще выглядит еще одна студия – «100 метров», напичканная самыми крутыми приборами. Плазменный смарт-экран, диорама с возможностью разрешения в 4К, камеры, позволяющие снимать под ультрашироким углом, – это далеко не весь список новинок.
«Основная фишка – студийный экран. Он не привычной прямоугольной формы, а изогнутый, – объясняет во время экскурсии пресс-секретарь Светлана Тихонова. – А еще в студии есть экран с сенсорным управлением. Во время эфира телеведущие могут подойти, продемонстрировать иллюстрации, увеличить картинку, пролистать сайты. Сделан он по нашему заказу белорусской компанией».
Именно от обаяния и имиджа ведущих зависит, поверит ли зритель услышанному и увиденному с экрана. Поэтому к их отбору на любом телеканале относятся особенно тщательно. Мария Лемешева, к примеру, узнала, что проводится кастинг на роль ведущей прогноза погоды, когда училась в Белорусском экономическом университете. Пришла в назначенное время к зданию ОНТ и остолбенела: очередь на кастинг растянулась от дверей телевидения до берега Свислочи. Из 5 тыс. желающих выбрали вначале 25, затем пять… Так благодаря счастливому стечению обстоятельств и несомненному таланту Мария оказалась на одном их самых популярных каналов страны. И вот уже на протяжении 12 лет обаятельная брюнетка рассказывает нам о новостях спорта. «Самое трудное на этапе конкурса – ощущение себя в эфире. И у меня все получилось далеко не сразу. Понадобилось для этого два-три года. Главная задача, которую формулирую для себя, – выглядеть в кадре интеллигентным человеком. Мне кажется, что сегодня именно этого нам всем не хватает», – считает Мария.
На вопрос о том, кто одевает телеведущих, отвечает Дарья Бигун: «Если находим красивый наряд, имеем право его приобрести. Определенная сумма на эти цели выделяется. Работаем в паре с костюмером, который отслеживает модные тенденции и контролирует, чтобы образ отвечал требованиям экрана. Нельзя носить «горох», «лапки», «клетку», принты. Наши телеведущие ушли от черно-белой одежды. Синий, голубой, спокойный красный, зеленый – это самое то!»
Изменение внешности ведущих оговорено в контракте. Перекрашивание цвета волос, смена прически, моделирование лица – все это только по согласованию сторон.
Тексты наизусть телеведущие не заучивают – читают с суфлера. Правда, на всякий случай на столе перед ними лежит бумажный вариант сценария. Ведь даже самая совершенная техника может в любой момент подвести. Кстати, для профилактики с ведущими проводятся специальные краш-тесты: проверяют, готовы ли они, если суфлер погаснет, спокойно воспроизвести текст с бумаги. Подобное «аварийное испытание» – очень хороший тренинг, чтобы понять, насколько ты в тонусе и готов к неожиданной ситуации.
Есть негласное правило: до эфира ведущего тревожить нельзя. Что бы он ни сделал. Все разборки и вопросы потом. Да и сам он, придя на работу, говоря профессиональным языком, обнуляется, забывая о семейных неурядицах и бытовых проблемах. Зритель на экране должен видеть жизнерадостное лицо, излучающее оптимизм и спокойствие.
«На каждого телеведущего работает десяток человек, тех, кто вдохновляется и живет телевидением. Это корреспонденты, редакторы, монтажеры, операторы, дизайнеры и многие другие. Информационный день у нас начинается в шесть часов утра, а завершается лишь к полуночи. И за бодрыми словами «Доброе утро!» или «Добрый вечер!» стоит работа всей нашей большой и дружной команды», – резюмирует Анатолий Занкович.
Ангелина СВЕТЛОВА