Притяжение рынка КНР огромное. Значительная часть успехов реформ Поднебесной обусловлена интересом к нему мирового бизнеса. Международные корпорации, держащие нос по ветру, знают, где можно неплохо заработать. Этот факт подтверждает и стратегия автомобильного гиганта «Фольксваген», который открыл в Китае два десятка заводов. Каждый второй автомобиль концерна собирается именно там. У белорусов также есть неплохие шансы на успешный бизнес в этом азиатском регионе.
– Китай видит в Беларуси важное звено Великого шелкового пути, – отмечает директор Национального центра маркетинга МИД Беларуси Валерий Садохо и четко обозначает ряд главных конкурентных преимуществ для белорусского бизнеса, ищущего свое место на рынке этой страны.
Основой торгово-экономических связей двух стран является дружба и теплые, доверительные отношения руководителей наших государств – Президента Александра Лукашенко и Председателя Си Цзиньпина. Если Китай и Беларусь объявили о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, почему бы предпринимателям не воспользоваться этим шансом?
Под покровительством глав двух государств был создан Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень». Парку предоставлены беспрецедентные льготы. Число резидентов «Великого камня» с каждым годом растет. Они активно инвестируют в развитие инфраструктуры Парка, создают там современные производства и офисы. Такая активность открывает новые возможности организации взаимовыгодных проектов с китайцами не только в «Великом камне», но и на территории КНР.
Важным фактором повышения результативности бизнеса является безвизовый режим, повышающий оперативность в ведении дел.
Вот три весомые причины, которые могут послужить обстоятельством для белорусских предпринимателей искать свои ниши на рынке Китайской Народной Республики.
– Есть и четвертый повод делать бизнес с Китаем, – отмечает Валерий Садохо. – Ранее грузы шли туда морем. Многодневная транспортировка товаров морским путем требовала больших затрат. Сейчас же условия поставки белорусского экспорта очень удобные. Контейнерные перевозки по железной дороге занимают 10–12 дней. Новый вид транспортировки сделал комфортной доставку пищевой и, в частности, молочной и мясной продукции. Ряд белорусских комбинатов и молочных заводов уже повезли китайцам говядину, курятину, молочку.
Их пример подзадорил других. Бизнесмены поехали в КНР на международные и региональные выставки. Самым масштабным нашим проектом по числу экспонентов был визит в Поднебесную в ноябре прошлого года. В Международной выставке импортных товаров и услуг China International Import Expo в Шанхае приняли участие 85 белорусских предприятий. Из Шанхая они везли в своих кейсах контракты на поставку товаров и услуг на 117 млн. доллоров.
Валерий Садохо уверен, что нашему бизнесу пора идти дальше – открывать в КНР предприятия, в том числе торговые.
– Национальный центр маркетинга МИД Беларуси при содействии посольства в Китае подписал соглашение с одной из инвестиционных компаний города Циндао. Она предложила нашим предприятиям, которые хотят в этом регионе развивать свой бизнес, дать возможность в течение нескольких месяцев пребывания бесплатно пользоваться офисом, оргтехникой, оборудованием. Партнеры вызвались предоставить белорусам даже бесплатное жилье. Есть и другие интересные предложения.
Сегодня одна китайская провинция – это 185–200 млн населения. Открыв там хотя бы один небольшой молочный завод, самостоятельно или с местным партнером, мы дадим потребителю широкий ассортимент. Кроме того, производя товар на территории Поднебесной, предпринимателю легче контролировать свои финансовые активы. Повышается оперативность, а значит – и оборот товара.
– Если Беларусь обеспечит продуктами хотя бы одну провинцию КНР, то решатся многие задачи по экспорту. Кстати, это было бы не так уж сложно: наша страна – в числе лидеров мирового рынка по экспорту сухого молока. Организация выпуска молочной продукции в Китае может стать успешным бизнес-решением, способным обеспечить значительный рост экспорта Беларуси, – подводит черту наш эксперт.
Открыть свой завод – это пятый повод ехать в Китай предприимчивому человеку. Как и четыре предыдущих, он предоставляет белорусам большие возможности в дружественной нам стране, обладающей огромным внутренним рынком.
Фото Геннадия ЖИНКОВА, БЕЛТА