Разумная трата заработанного, сохранение накопленных средств – непростая наука. Постижение азов финансовой грамотности особенно актуальным стало для нас с появлением новых инструментов – электронных кошельков, мобильного и интернет-банкинга, различных платежных карт, овердрафтов, лизинга и др.
Чтобы помочь разобраться каждому с новинками, особенностями и подводными течениями рынка, на котором нам приходится тратить кровно заработанные деньги, газета «7 дней» совместно с Национальным банком уже несколько лет ведет рубрику «Разумный подход».
То, что наша газета проводит важную для читателей работу, подтверждает недавно принятое постановление Совета Министров и Национального банка от 12 апреля 2019 г. № 241/6. Документом утвержден план совместных действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019–2024 годы. Постановление принято для обеспечения на государственном уровне системной работы по повышению финансовой грамотности населения как необходимого условия улучшения благосостояния и качества жизни граждан и укрепления экономической стабильности в стране.
– Уровень финансовой осведомленности жителей растет. Как показали проведенные исследования, вдвое увеличилось число граждан, обладающих азами финансовой математики, люди стали активнее пользоваться банковскими счетами, делать денежные накопления. Значительно выше стала компетентность молодежи, – подчеркивает начальник отдела финансовой грамотности Управления информации и общественных связей Национального банка Юлия Сакович. – Тем не менее проблемы остаются. Население в подавляющем большинстве не ведет учет доходов и расходов, не проводит финансового планирования, люди придерживаются стратегии остаточного сбережения, сначала тратят, а только оставшееся сберегают. Пользуются только базовыми финансовыми услугами. Мало интересуются изменениями на финансовом рынке.
План совместных действий правительства и Национального банка является среднесрочной стратегией повышения финансовой грамотности населения Республики Беларусь. Он учитывает предыдущий опыт работы по повышению компетенций населения в нашей стране, а также лучшие зарубежные стратегии и рекомендации международных экспертов.
Приоритетными темами информирования населения будут персональные финансы, налоговая грамотность, страхование, цифровые финансовые технологии, защита прав потребителей. Основными целевыми группами остаются школьники, молодежь, работающие. Особое внимание – учителям, пенсионерам, безработным и людям с инвалидностью.