Быть может, досужие разговоры с подрастающим поколением о высоком и вершинах мирового искусства в эпоху тьюторов, твиттеров и хештегов лишены смысла? Стоит ли разгребать «пыль веков», окунаясь в эпоху архаики, когда вокруг полно современных образцов культуры, доступных для понимания, ярких, универсальных и «ненапряжных»? О важности развития в школьниках эмоционально-нравственной и эстетической культуры беседуем с одним из ведущих специалистов СНГ в области эстетики и культурологии, доктором философских наук, профессором, заслуженным деятелем культуры Республики Беларусь Вадимом Салеевым.
– Вадим Алексеевич, а как бы вы кратко и емко сформулировали важность эстетического воспитания в современной школе?
– Для развития мозга ребенка очень важны эстетические впечатления. Эмоции, которые пробуждаются в личности, ускоряют умственную деятельность, способствуют становлению интеллекта, служат катализатором других важных мыслительных процессов и главное – именно эмоции порождают в человеке креатив, становятся импульсом для творчества. Когда эмоциональное начало недоразвито или подавлено, это чревато тем, что человек становится деструктивен, он лишается равновесия и опоры в жизни. От того, насколько успешно учащиеся освоят передаваемый предшествующими поколениями опыт, настолько они смогут ориентироваться в сумасшедших ритмах эпохи, в реальной жизни и позиционировать себя в глобальном пространстве культуры.
– Приобщение учащихся к духовному наследию прошлого, к сокровищам мировой художественной культуры – насущная потребность, и вроде бы этот постулат не нуждается в каких-либо доказательствах. Когда в свое время в школах убрали факультатив по истории мирового искусства, вы, если не запамятовала, занимали свою, особую позицию по данному вопросу…
– Когда учебный предмет «Мировая художественная культура» был исключен из расписания, тогдашний замминистра образования Казимир Фарино предложил внести его в число факультативов, присутствовавший при этом известный российский художник и педагог Б.М. Неменский едва не упал в обморок. Конечно, мы (это значит научная и художественная общественность) боролись за восстановление предмета МХК изо всех сил. Я не раз выступал на телевидении и по радио. Что касается факультатива по этому предмету, то он заглох сам собой. Родители были против, как они формулировали, излишней нагрузки на учащихся, и факультатив погиб. Они утверждали, что детям надо поступать в вузы, а подготовка к еще одному предмету отнимает немало времени. Возможно, рациональное зерно в их рассуждениях и есть, однако их требования, по большому счету, – показатель низкой культуры общества. Ведь эстетическое воспитание обогащает личность, способствует гармоничному и всестороннему развитию на всех возрастных этапах. Мы же не ставим целью сделать из каждого ребенка художника или деятеля искусств, задача в другом – привить способности воспринимать прекрасное в окружающей природе и в искусстве.
Борис Неменский и Дмитрий Кабалевский, гениальные подвижники, сделавшие в советское время первый шаг к педагогике творчества, полжизни отдали, чтобы доказать: искусство – это вторая ветвь человеческого развития, дающая особые познания. Без развития чувств человек становится полуроботом, он никогда ничего не изобретет и не выдумает, потому что лишен творческого начала.
– Однако три года назад в основном учебном плане появился предмет «отечественная и мировая художественная культура», теперь, выходит, можно и выдохнуть…
– Действительно, дисциплина, которую снова вернули в школы, дает креатив, творческое озарение, которое не купишь ни за какие деньги. И все было бы замечательно, однако в последнее время в интернет-пространстве все чаще появляются слухи, что этот предмет хотят снова выбросить из программы школьного образования. Если это случится, мы упустим два последующих поколения в плане человеческого и культурного развития. Я преподавал у дизайнеров, это одни из самых умных студентов. Однако в группе из 25 человек на вопрос, кто такой Адам Мицкевич, только двое, да и то с трудом, смогли что-то внятное ответить. В эпоху рынка и википедий люди отдаляются все больше от глубин культуры, схватывают тексты поверхностно, не вдумываясь в их содержание.
– А, может, все-таки есть претензии к учебникам по предмету?
– К созданию новых учебников по отечественной и мировой художественной культуре мы привлекли лучших специалистов нашей страны. Книги написаны очень интересно, толково, во главе угла стоит человек с его потребностями и запросами. Учебник дает школьникам основные представления о мировых шедеврах, создает костяк знаний, который, по желанию, может быть расширен за счет дополнительных источников. Выработали единую концепцию, и каждый год выпускаем учебник к соответствующему классу. В России существует для преподавания несколько учебников, написанных разными авторами. У нас подобной многовариантности нет, зато есть целостность, видение того, что нужно современному человеку. И, конечно же, нам – ученым, педагогам – хотелось бы сохранить эти достижения.
К образованию надо относиться осторожно, постоянные преобразования ослабили его. Как бы ни критиковали советскую школу за определенную идеологию, но там была системность, которая в итоге давала колоссальные результаты. До середины 1960-х годов наша школа занимала призовые места на всех мировых форумах, а сейчас об этом приходится только мечтать.
Проведя четверть века в стенах БНТУ, убедился, что наша гордость – техническая интеллигенция, которая обладает высоким интеллектом и большими возможностями. Но она абсолютно некультурная, как и большинство наших людей. Даже в Академии наук, к сожалению, приходилось встречать ученых, у которых был существенный недостаток – они плохо понимали художественную культуру.
Я верю, что наш народ при всей его тихости, провинциальности, называющий себя «людзi на дрыгве», по своей природе безмерно талантлив. И в глубинке, где-нибудь в Петрикове или Россонах, живут самородки, очень одаренные юноши и девушки. Лишая их эстетического образования, мы тем самым забираем у них эту единственную соломинку, уникальную возможность для развития своих талантов. Я не столь забочусь о людях в столице, они живут довольно обеспеченно и будут отдавать своих детей в музыкальные школы, даже за деньги. Или в изобразительные студии. А вот наши юные дарования из дальних уголков страны не смогут приобщиться к истокам мировой и национальной культуры. И это будет катастрофа для будущего страны. Но все же у меня сохраняется надежда, что разум восторжествует и мы не возьмем на себя страшный грех перед грядущими поколениями…