Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Игнат Буйницкий родился в семье мелкого шляхтича в 1861 году. Окончил землемерное училище и некоторое время работал землемером. Объезжал окрестные деревни, мерил наделы, но не только. Он еще увлеченно записывал народные песни, танцы, обычаи. Вскоре у него накопилось много материала.
В 1907 году Буйницкий решил создать в фольварке Поливачи любительский театральный коллектив. А надо сказать, что актерскому искусству Игнат был научен – когда-то посещал в Вильне частную драматическую студию. Идею с театром поддержали дочери Игната Терентьевича Елена и Ванда, зять, близкие друзья и сельчане. Главная особенность любительского коллектива – представление шло на белорусском языке.
С годами театральная труппа Буйницкого становилась все популярнее. В 1910 году артистов пригласили поучаствовать в «Первой белорусской вечеринке» в Вильне, где они имели оглушительный успех. С этого момента коллектив Игната Терентьевича становится профессиональным и как «Первая белорусская труппа» начинает гастролировать – Полоцк, Минск, Слуцк, Санкт-Петербург, Варшава, Вильня.
Существовал театр Буйницкого, в труппу которого входило порядка 70 человек, на доходы от имения Игната Терентьевича – Поливачи, небольшую спонсорскую помощь оказывали меценаты. Однако это не могло длиться вечно, и в 1913 году труппа стала испытывать материальные трудности. Да и царские власти не были в восторге от театра, показывавшего представления на языке, который они не признавали. Театр был вынужден прекратить свое существование.
В 1917 году Игнат Терентьевич уходит на фронт, его мобилизовали в интендантские войска. А 22 сентября этого же года он умирает. Как это случилось, точно не известно. По одной версии, он умер от тифа в госпитале, а по второй – у него случился инсульт прямо во время танца на импровизированной сцене.
«Батьку белорусского театра» похоронили сначала в Молодечно, а затем перезахоронили в Прозороках. Память о своем земляке там чтут. В здании местной школы в 1980-х годах создан музей Буйницкого, а в сквере в 1975 году установлен ему памятник.
Наш путь – в места, где зарождался народный театр.
Впервые Прозороки упоминаются в начале XVI века. С 1523 года они принадлежали Ивану Корсаку и входили в состав Полоцкого воеводства. После 1609-го перешли во владение Яна Рогозы, в 1616 году поселение унаследовали его сыновья. В 1629 году Прозороками владел Василий Тукович. В 1666-м поселение перешло к Юстиниану Щиту. В середине XVIII века – хозяйство Храповицких.
Основная достопримечательность деревни – костел Вознесения Девы Марии. Строился он с 1899 по 1907 год в неороманском стиле. В 1950 году костел переоборудовали под склад. В 1989-м храм вернули верующим, после чего его отреставрировали и в 1990 году заново освятили. Неподалеку от костела – могила Игната Буйницкого.
В деревне есть и церковь Святых Петра и Павла. Возведена в 1909 году.
Муравщина – название, появившееся в 1920–1930 годы. Муравщина – наследница Крупниц и еще нескольких мелких поселений (Галубищина, Галубецкая, Панкратова, Боханьки, Селигоры), что были ликвидированы во времена коллективизации. Название же «Муравщина», очевидно, образовалась от фамилии владельца фольварка Крупница, что размещался рядом с кладбищем, – А.И. Муравского, «шляхтича, каталiка».
А на самом кладбище сохранились старинные каменные кресты-надмогилья.
Сохранился деревянный усадебный дом (XIX в.)
Сохранился построенный из кирпича небольшой амбар. Можно увидеть фрагменты въездной аллеи. Есть в деревне и здание деревянной школы 1924 года, а рядом – старинный каменный крест.
В имении в 1810 году родился Альфонс Фомич Поклевский-Козелл – предприниматель, виноторговец, горно- и золотопромышленник, один из основателей асбестовой промышленности на Урале и первого пароходства на реках Западной Сибири. Представитель литовского дворянского рода Козелло-Поклевских. В 1840-х годах его стараниями в Быковщине достроена и благоустроена усадьба.
Похоронен Альфонс Фомич был на родине. В 1893 году его вдова Анжелика Поклевская-Козелл просит витебского губернатора разрешить возвести каплицу над его могилой. Лишь через год дали разрешение, с условием, что богослужения в каплице производиться не будут. В 1900-м построили костел-каплицу, и сын Альфонс Альфонсович просил у губернатора позволения проводить в нем поминальные обряды.
В 1901 году епископ Полоцкий и Витебский Тихон докладывал властям, что изначально планировавшаяся каплица превратилась в самый настоящий костел высотой более 14 метров, длиной 11 метров и шириной 12 метров, со скамейками внутри на 50 мест. Обращалось внимание, что костел в местности, населенной в основном православными, воссоединенными из унии и недостаточно еще окрепшими в православии, может быть использован для богослужений и иметь для православия вредное влияние. Тем не менее, разрешение было дано с оговорками о запрете всяческих богослужений, а также на посещение костела местными православными крестьянами.
Храм простоял Первую мировую войну и революцию. Разорили его при строительстве школы – просто потребовались камни. Из гробов, которые хранились в подземной части костела, ссыпали останки в один гроб, вывезли в деревню Старухи и закопали.
В наши дни жилой дом, флигель, хозяйственные постройки, подземная часть фамильного склепа, парк взяты под защиту государства как памятники архитектуры и паркового хозяйства панской усадьбы ХIХ века.
Здесь стоит типовое кирпичное здание (1902)железнодорожной станции. Сохранился дом станционного смотрителя начала XX века.
В XIX веке здесь построили усадьбу «Воронец» рода Лисовских. До наших дней в хорошем состоянии дошел помещичий дом и некоторые хозпостройки.
Раньше деревня называлась Блошники. В ней в прекрасном состоянии сохранилась церковь Святого Николая Чудотворца. Построена в ретроспективно-русском стиле приблизительно в 1850 году.
Железнодорожная станция была построена в начале XX века. Сейчас здание станции передано православной общине и приспособлено под церковь.
Легенда от автора проекта
Приставал ко всем, кто попадался мне на улице, с вопросом, почему именно так называется их деревня. Может, кто помнит, откуда такое название и что оно означает. Одни шутками отделывались, другие от меня, назойливого, отмахивались, и только две бабушки, мирно беседовавшие на лавочке, посоветовали обратиться к Семеновне. Ее, правда, на зиму внуки в город увезли. Она вернется, как огороды начнут сажать. Посоветовали бабушки приехать спустя недельки две.
– Ее хата будет третьей от края, со ставнями на окнах. Когда-то на вечерках Семеновна тьму всяких легенд рассказывала, может, и тебе что про нашу Ужанку поведает. Коль в том надобность есть – навести ее.
Получилось у меня опять заехать в эту деревню где-то в середине лета. И отправился сразу же к Семеновне. А бабушку уже предупредили подружки, что кто-то из города интересовался названием деревни.
– Но если тебе так любопытно…– сразу начала Семеновна, усадив меня на старую лаву у стены хаты, – тогда слушай…
Когда-то в деревне, где сейчас небольшая заболоченная низинка, возвышался холм, на нем лежал огромный-преогромный камень. Это было святое место для наших далеких предков. Под камнем была небольшая нора, в которой жил мудрый уж. Ему поклонялись жители поселений округи. Как известно, новую веру наши предки восприняли по-разному. Настало время страшных гонений на язычество. Многие даже в огне смерть принимали, чтобы только не изменить вере старой, веками на земле нашей существовавшей.
Вот жители нашего поселения собрались все вместе от мала до велика и ушли к своему священному капищу искать защиты и попросить совета у живущего там мудрого ужа. Пришли и видят, что нора под камнем стала просто огромной пещерой, вход в которую – в рост человека. Выслушав пришедших, уж развернулся и уполз в пещеру. Все восприняли это как приглашение следовать за ним. И ушли все люди до единого в ту пещеру под огромным камнем.
Спустя какое-то время к этому капищу пришли священники молодой веры и увидели, что на месте холма и пещеры – огромная воронка в земле, на дне которой виден лишь краешек того огромного валуна, что лежал на этом месте. И в самой воронке, и по ее краям всюду ужи ползали. Испугались священники такого зрелища и покинули эти места на долгое время.
А воронка с ужами стала постепенно наполняться водой талой да дождевой. Сначала это было небольшое озерцо, которое незаметно превратилось в заболоченную низину. Из болота этого заискрился, засветился однажды ручеек и побежал по земле в сторону более полноводной и сильной реки. Следом за ручьем поползли с заброшенной низинки и ужи. Никто уже не помнит, когда появилась на берегу этого ручья деревня и откуда взялись люди, ее построившие.
Но, скорее всего, это наши далекие предки, которые когда-то ушли в пещеру, превратившись в ужей. А потом они вернулись на исконные земли, обернувшись людьми, и построили заново это поселение, назвав его в честь своего божества и покровителя.