В этом году на международной книжной выставке в Минске популярный поэт-песенник Илья Резник представил несколько своих книг из серии «Кукушечка»: «Непоседа по имени Лука», сборник стихов и сказок «Вот!» и другие. Как оказалось, еще он пишет музыкальные по ритмике веселые небылицы, наполненные юмором, любовью и нежностью к детям.
А вообще Илью Резника мы любим за его душевные проникновенные песни. К слову, популярность поэту 50 лет назад принесла песня «Золушка», прозвучавшая в исполнении Людмилы Сенчиной. Первый международный успех пришел с песней «Яблони в цвету», которую исполнила София Ротару. Лайма Вайкуле украсила такие хиты, как «Скрипач на крыше», «Еще не вечер» «Чарли», а в дуэте с Валерием Леонтьевым – «Вернисаж». Визитной карточкой младшего Владимира Преснякова стала «Стюардесса по имени Жанна». Песни на стихи Резника исполняют Эдита Пьеха, Татьяна Буланова, Ирина Аллегрова, Филипп Киркоров. Но наибольший успех имели его творения в исполнении Аллы Пугачевой – «Без меня», «Маэстро», «Старинные часы», «Возвращение», «Тревожный путь», «Звездное лето», «Балет»...
– Илья Рахмиэлевич, вы один из самых известных российских поэтов-песенников. Долгим ли был путь к успеху?
– Детство у меня было тяжелое. Я пережил голод в блокадном Ленинграде, когда мне было шесть лет, умер от тяжелого ранения отец. А воспитывали меня и заменили родителей бабушка и дедушка по отцовской линии. В детстве я мечтал поступить в морское или артиллеристское училище. После школы поступал в медицинский, но меня не приняли. Сейчас, думаю, слава Богу, а тогда расстроился. Да и в театральный не с первого раза.
Еще студентом я увлекся капустниками, которые были очень популярны в то время, и для них сочинял куплеты. Неожиданно для себя стал популярным исполнителем своих куплетов в Ленинграде. И как-то раз друзья из ансамбля «Калинка» позвали меня поехать с ними летом на гастроли в Одессу. Кстати, благодаря этой поездке родился первый хит, который породил успешный дуэт с Аллой Пугачевой.
– Расскажите!
– В Одессу я отправился из Кишинева поездом. Мою соседку по купе провожала женщина пожилого возраста. Они болтали о своем, а когда уже прощались, бабка сказала своей подружке: «Дунь, возвращайся поскорее, посидим поокаем». Мне почему-то эта фраза запала в душу. И за три часа поездки до Одессы я написал песню, в которой такие строчки «Ну, приходи скорей, дружок, посидим, поокаем».
– Эту песню в исполнении Пугачевой все помнят, а как произошло ваше знакомство с Аллой Борисовной?
– В 1972 году в Ленинград на гастроли приехал знаменитый оркестр Олега Лундстрема. У него первым номером выступала тогда еще никому не известная Алла Пугачева, а заканчивала концерт очень популярная в то время Галина Ненашева. После концерта я пошел в гостиницу «Октябрьская», где жили артисты, чтобы показать свою песню Ненашевой. В фойе гостиницы увидел Пугачеву и сказал ей, что ее выступление было ярким и на меня произвело впечатление. Так мы с ней и познакомились. После попросил Аллу помочь мне продемонстрировать песню Галине Ненашевой. Она согласилась, мы с ней прорепетировали под гитару и постучались в номер к Ненашевой. Она жила в трехместном номере гостиницы, как подобает звезде. После того, как мы с Аллой спели ей песню, она категорически отказалась ее исполнять. Расстроенный, вышел с Пугачевой из номера и предложил ей ее исполнить. Но она сказала, что ей песня тоже не понравилась. «Может, у тебя есть другая?» – спросила Алла. И я ей показал «Посидим поокаем», ни на что не надеясь. Пугачева неожиданно заявила: «А вот эта мне подходит».
Потом мы на некоторое время потерялись, а спустя полтора года, когда я по телевизору смотрел Всесоюзный эстрадный конкурс, услышал, что на этом конкурсе Алла Пугачева с моей песней получила лауреата. А потом песня стала хитом и Алла ее называла визитной карточкой.
– Илья Рахмиэлевич, еще до Пугачевой ваша песня «Золушка» в исполнении Людмилы Сенчиной стала известной. Расскажите о сотрудничестве с Людмилой Петровной.
– Пятьдесят лет назад я работал в Ленинграде в театре Комиссаржевской. Однажды композитор Игорь Цветков спросил: «Илья, у тебя есть стихи, из которых можно сделать хорошую песню?». Песни я тогда не писал, но для Цветкова ночью сочинил «Сон в летнюю ночь». Спустя короткое время Игорь сочинил музыку и позвонил мне из кукольного театра: он с труппой исполняет мою песню и пригласил меня приехать послушать. Я тут же помчался в театр и когда услышал, пришло новое название – «Золушка». Эту песню мы предложили ленинградской певице Таисии Калинченко, и она стала ее первой исполнительницей. Песня понравилась слушателям, но вскоре Таисия ушла в декретный отпуск. И руководитель оркестра Анатолий Батхин навязал ее новой солистке Людмиле Сенчиной. Вы спросите, почему навязал? Потому что Сенчиной наша песня показалась детской, и она была категорически против ее исполнять. Но благодаря настойчивости Батхина молодая солистка не смогла отказаться, и «Золушка» стала визитной карточкой певицы.
– Для того чтобы песня стала хитом, что нужно?
– Чтобы песня запомнилась, в ней должна быть простота, образность. Музыке должно не хватать поэзии, а поэзии наоборот музыки. Как в мозаике, должны сойтись пазлы, чтобы получилось одно целое. Если все это есть, песня обязательно станет популярной.
– В последнее время вы отошли от песен и выпустили книгу «Молитва»...
– Я люблю менять жанры своего творчества. Бог дал мне озарение писать молитвы. Когда они ко мне пришли, я их записывал на салфетках, газетах, клочках бумаги, которые попадалась на глаза. Когда молитв, как я считал, собралось много, решил издать книгу. Стал искать свои записи, но они куда-то бесследно исчезли. Если сказать, что я расстроился, это ничего не сказать. Однако неожиданно случилось чудо: в минуты отчаяния позвонил мне художник-иконописец Игорь Каменев. По разговору он понял, что у меня произошло что-то нехорошее, и спросил, что случилось. Я поделился своей бедой. Выслушав меня, Игорь сказал: «Извини меня, я никогда этого не делал, но твои молитвы настолько запали в мою душу, что мне захотелось их записать, чтобы спустя время послушать еще». Этим Каменев меня спас. Когда я подготовил книгу к изданию, Игорь ее прекрасно проиллюстрировал. А патриарх Алексий II написал предисловие.
– В конце разговора хочу спросить о вашем отношении к Беларуси?
– Я много раз бывал в вашей прекрасной стране. У меня проходили творческие встречи в Минске и других городах. С удовольствием был на «Славянском базаре в Витебске». Дети из Беларуси участвовали в нашем фестивале в Москве. Много лет дружил и сотрудничал с Эдиком Хилем. Последняя наша совместная работа – песня «Служить России», которая всегда звучит на всех парадах на Красной площади и других официальных мероприятиях. У нас были дружеские отношения с композитором Игорем Лученком. Планировали совместно поработать, но, к сожалению, не получилось.