Если книга (даже на очень маленькое время) дает человеку ощущение, что он не один, – значит, все не зря. Так считает российская писательница лауреат премии всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» Нина Дашевская, книгами которой зачитываются наши дети. Секретами взаимопонимания с подрастающим поколением литератор поделилась с корреспондентом газеты «7 дней».
– Нина Сергеевна, говорят, что школьники и молодежь перестали читать, а если и берут в руки книгу, то не ту... Может, виноваты не слишком хорошо подобранные учебные программы по литературе?
– Взрослые часто думают, что дети читают не то, что им бы хотелось. Вот и говорят – дети не читают... Конечно, их не так много – но они есть. И современные дети умеют очень хорошо и интересно говорить о книгах – я в их возрасте так не умела.
А иллюзий по поводу «самой читающей страны» у меня нет. Раньше у нас других развлечений было не так много, вот и читали все подряд, лишь бы занять время... По-настоящему читающих людей никогда много не было.
А если говорить о школьной программе, то не думаю, что возможно составить программу по литературе, которая устроила бы всех. И тут очень важно оставлять выбор. Выбор для школы, для учителя, для ученика. Что читать, о чем говорить, что выучить наизусть – и учить ли.
Литература и история – те предметы, где «знания», количество информации не так важно... Зато можно поговорить об устройстве мира, человека... Проговорить ситуации, которые, может, никогда и не возникнут в жизни... Но о многом лучше прочесть в книге, чем почувствовать на собственном опыте. В истории можно быть полным двоечником, не знать дат и конкретных событий (тем более, их трактовка постоянно меняется) – но это возможность для всех, не только для будущих историков, понять, какие механизмы включаются, как двигается общество, что к чему приводит...
И в литературе – не вижу катастрофы в том, что человек вместо одного классика прочел другого; а вместо третьего читает современную книгу, которая либо станет классикой, либо нет. Литература не для предмета «литература», не для сдачи экзамена – она для жизни... ну и всегда есть надежда, что кто-то из учеников почувствует радость чтения не самого простого текста, и это как раз то, ради чего вообще стоит учиться читать.
Конечно, эту радость от чтения проще получить через современный текст, написанный про «таких, как я» – хотя всегда бывают исключения. Так что в школьной программе нужны и классики, и современники, и главное – свободный выбор.
– О чем вы рассказываете подросткам в своих произведениях, какую истину хотите донести до их сердец?
– У меня есть сказочные повести, но главным своим делом я считаю говорить о самих подростках, какие они сейчас. В издательстве «Самокат» можно найти мои книги «Тео – театральный капитан» (история про мышь в оперном театре); и две книги для этой же аудитории – «Я не тормоз», про очень быстрого мальчика, и «День числа Пи», тоже про не совсем обычного подростка. В издательстве «КомпасГид» есть книга «Вилли» (про говорящий велосипед), и два сборника рассказов для ребят – «Около музыки» и «Второй».
Я всего лишь рассказываю истории. Мои герои – подростки, которые живут прямо сейчас, и они как раз и будут что-то такое делать с нашим миром дальше. И мы никогда не знаем будущего – но, учитывая, как быстро все меняется, должно получится интересно.
И мне удивительно, что мои истории откликаются, резонируют и попадают в самых разных читателей; кто-то видит там себя, кто-то – своих детей; кто-то, наоборот, совсем не похож...
Если книга (даже на очень маленькое время) дает человеку ощущение, что он не один – значит, труд писателя не зря.
– Что вы думаете о судьбах наших библиотек, городских и сельских, есть ли у них будущее, как им вернуть читателя к книжным полкам?
– Будущее – безусловно. И здесь очень велика роль личности в истории. Потому что иногда я оказываюсь в совершенно удивительных библиотеках, которые становятся центром культурной жизни. Все детские писатели знают библиотеки Ленинградской области – в Вырице, в маленьком рабочем городке Сланцы... В Выборге библиотека – вообще главное место в городе. Или в Красноярском крае – у меня была большая поездка именно по небольшим библиотекам, вдали от больших городов, очень впечатляющая.
Конечно, все эти работники библиотек совершают маленький подвиг на рабочем месте, а хотелось бы, чтобы у них было меньше поводов для героизма. Без грамотной государственной поддержки существовать библиотекам очень тяжело. Но если ждать помощи «сверху» – можно не сдвинуться с мертвой точки никогда. Думаю, тут очень важна открытость, обмен опытом между коллегами – сейчас, к счастью, уже не нужно неделями ждать письма. Есть интернет-ресурсы, позволяющие быть в курсе происходящего. Библиотекам можно устраивать онлайн-встречи с писателями... В общем, возможностей больше, чем кажется на первый взгляд.
– Что думаете о конкуренции электронной книги и традиционной, в бумажном переплете?
– Я сама часто читаю с телефона. И это никак не мешает мне любить бумажные книги. Ну и есть факты – книга, текст которой лежит в открытом доступе в интернете, покупается лучше. Это старая история – сначала думали, что фотография убьет изобразительное искусство; кино перейдет дорогу театру, а изобретение звукозаписи ставит под удар музыкальные концерты. Как мы видим – ничего никуда не делось. На международную ярмарку интеллектуальной литературы Non/Fiction в Москве стояли длинные очереди. И уличный книжный фестиваль в Минске, на котором я была в прошлом году, доказывает – читатели бумажных книг не пропали.
Это в очередной раз засвидетельствовала и XXVI Минская книжная выставка-ярмарка.