Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Ушачи известны с XVI века как великокняжеский городок при замке. Безусловно, поселение на этом месте было основано гораздо раньше. В летописные времена здесь начиналась Ушачско-Друйская волока, которая являлась одной из составных частей экономического могущества Полоцкого княжества.
С 1624 года местечко принадлежало полоцкому стольнику Иосифу Кленовскому. В 1672-м переходит к Давиду Радиминскому-Францкевичу, он вместе с женой Елизаветой финансирует строительство в городке монастыря базилиан. После того местечко перешло к Каспару Францкевичу, который продал его Константину Щиту. Затем Ушачи перешли к Кшиштофу Щиту – каштеляну смоленскому, а затем его жена Анна продала городок воеводе Минскому Яну Жабе. В 1716 году в Ушачах появились костел и монастырь доминиканцев, которые построили младший воевода Полоцкий Гераним Жаба и его жена Катерина. Доминиканцы пользовались поддержкой семейства Жаб – Яны Жабы, ее сына – следующего владельца Ушачей воеводы полоцкого Тадеуша Жабы и невестки Сесилии. Наверное, и следующие владельцы городка (дочь Т. Жабы Сесилия Мартинкевичева, после нее графиня Елена Плятер и ее сын граф Густав Плятер) не оставили монахов без поддержки. Так как к моменту получения городком Магдебургского права (23 июня в 1758 году) монастырский комплекс насчитывает уже 2-этажный монастырь, пивоварню, баню, 6-классное училище (действовало до 1839 года), многочисленные хозяйственные постройки.
В 1863 году за активное участие монахов в антироссийском восстании костел и монастырь были закрыты, здания разрушены. Наверное, в это же время уничтожен и монастырь базилиан: никаких свидетельств о нем в более позднее время нет. Однако существует и иная версия. Дело в том, что примерно в те же времена в Ушачах появилась каменная православная церковь. Скорее всего, произошла обычная для того времени ситуация – российские власти конфисковали имущество нелояльных монахов-базилиан и передали в пользование православной церкви. После того храм немного перестроили снаружи, придав куполам башен полусферическую форму, заменили кресты, и вот вам – новая церковь. Но во время Второй мировой войны она была разрушена, а в послевоенные времена на ее месте возвели районный дом культуры.
Первое упоминание Ушачей относится ко 2 марта 1458 года в «Полоцких грамотах XIII–XVI веков». Ушачи также упоминаются в Полоцкой ревизии 1552 года как село в Полоцком воеводстве. С 1594-го – центр волости. Костел Святого Лаврентия, построенный в 1913 году, – жемчужина поселка. Первоначально главный фасад храма украшали две башни, но, увы, они утеряны. Также в Ушачах турист может увидеть родительский дом Рыгора Бородулина, в котором он провел детство, на кладбище – могилу поэта, руины мельницы начала XX века, рядовую застройку (начало XX в.).
В XIX веке в деревне стояла дворянская усадьба. Но от нее остались только амбар и конюшня. В 1885 году здесь построили каменную православную церковь Святого Николая, которую разрушили в годы Великой Отечественной войны.
В Беларуси есть свой древний астрономический центр. Расположен он рядом с деревней Бикульничи на берегу озера Яново. Здесь находится группа камней, уложенных в виде квадрата со стороной 15 метров, грани квадрата размещены таким образом, что в течение года указывают на места захода Солнца в наиболее важных точках его небесного движения: день летнего солнцестояния (22 июня), день зимнего солнцестояния (22 декабря), день весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 23 сентября). Направление на север задает отдельно стоящий камень, расположенный на расстоянии 22,5 метра от основной группы. Кроме того, что грани указывают вышеназванные точки в моменты захода Солнца, все эти направления продублированы на моменты восхода солнца утром следующего дня (вероятно – на случай непогоды). Камни, все одного красноватого цвета, выложены в виде буквы «П» и смотрят прямо на гору Волотовку, что возвышается над Яновским озером. Некоторые ученые считают, что и это не случайно. Местные жители о существовании белорусского Стоунхенджа вряд ли догадываются, но память о полузабытой традиции сохраняют, собираясь раз в год в таинственном месте у купальского огня.
С 1895 года по 1914-й в деревне действовали две фабрики: древесно-массная и картонно-бумажная. На бумажной фабрике была установлена паровая машина и трудились на ней 50 рабочих. От фабрик ничего не сохранилось.
В 1714 году в Губино возвели костел – памятник архитектуры барокко. Входил в комплекс монастыря францисканцев. Последняя служба в храме проведена в 1929 году. Долгое время здание было закрыто, затем с него сняли кресты, сделали клуб, проводили собрания и танцы. В 1942 году храм превратили в амбар. В послевоенные годы костел был разрушен, а добротный красный кирпич храмовых стен использовался на стройке.
Сохранились три усадебные хозпостройки (конец XIX –начало XX века).
Каменные кресты как часть древних захоронений на деревенском кладбище датируются примерно XII–XV веками. За много столетий они оказались под слоем земли. Но несколько лет назад в результате эрозии почвы и ее температурных колебаний камни понемногу стали выталкиваться наружу, «расти». И самый большой из крестов уже достигает высоты полутора метров.
Сохранилась в деревне и водяная мельница (конец XIX – начало XX в.)
Впервые в летописных источниках Мосор упоминается с XVI века как село в составе Полоцкого воеводства. Во второй половине XIX века в Мосоре возведена каменная православная церковь Сретения Господня. До наших дней сохранились лишь руины.
Церковь Николая Чудотворца построена в 1896 году в ретроспективно-русском стиле. В 30-х годах XX века ее закрыли. В годы Великой Отечественной войны здание храма было частично разрушено, и только в 1990-х церковь начали восстанавливать.
Здесь сохранился усадебный комплекс Грибницких середины XIX века. Центральное место занимает небольшой дворец (или усадебный дом), построенный в 1840 году. Также сохранилось несколько хозяйственных построек и фрагменты парка. Есть в агрогородке и еще одна историческая достопримечательность – церковь Святой Параскевы Пятницы, построенная в 1884 году в ретроспективно-русском стиле.
Легенда от автора проекта
Хата стояла на отшибе. От крайнего жилья деревни до нее метров двести. Как она там оказалась – не известно. Может, осталась от хуторских хозяйств, некогда разбросанных по окрестности. А когда хуторян стали переселять в деревни, хату эту не тронули. Потому как она и так была, считай, на деревенской улице, только немного поодаль.
Рассчитывали в сельсовете, что между крайней хатой и этим отдельным хозяйством станут строиться новые дома, но этого не случилось. Местные утверждали, что на это были веские причины. Оказывается, отказывались люди селиться ближе к этому хозяйству потому, что слава дурная ходила о его владельце. Мол, водил он дружбу с нечистыми. Вспоминали старожилы деревни, что люди-то с ним общались в основном по необходимости, но близкие отношения так и не наладили. Так прошло довольно много времени.
И вот однажды, ближе к весне, прокатилась новость по деревне, что жилец дома на отшибе преставился. Так как покойник был человеком одиноким и о его родне не знали, сельский совет определил ему место в углу старого деревенского кладбища. Дом его тронуть никто не осмелился, не решился заселить тем более. Так он, возможно, и сгнил бы.
Но тут произошел странный случай, который всполошил всю округу.
Дети из этой деревни за земляникой пошли в лес, что буквально за этим самым домом и начинался. На обратной дороге малышню гроза застала. Дети в дом этот заброшенный забежали. И потом, не на шутку напуганные, они рассказывали, что как только блеснула молния, в стеклах окон дома появилось лицо человека с выпученными глазами и открытым в гримасе ртом.
Ясным днем мужики посмелее камнями да палками перебили все стекла на окнах. На том и разошлись.
Спустя время колхоз принял беженцев или погорельцев и предложил им в этом доме поселиться. Те согласились, стекла в окна поставили и стали жить, хотя сельчане отговаривали. Но после нескольких ночей, проведенных в доме, новые хозяева оттуда сбежали. Рассказывали, что когда ночью просыпались, видели в окнах дома лицо человека. Как будто кто-то с улицы смотрел в дом. С трудом, но подыскали им новое жилье. Опять стекла все в доме разбили и негласно, втайне сговорившись, несколько сельчан решили дом этот сжечь. Через несколько дней пришли к нему, но, как только стали поджигать, заметили, что в доме нет оконных рам. Кто-то за эти пару дней их достал. Вспомнили, что рамы были основательные, дубовые. Вот кто-то и позарился на дармовое. Спрашивали людей, но никто не признался. Потом все само собой выяснилось.
Скорая в деревню прилетела: человек с чердака своего дома упал. Переломал и ребра, и ноги, как еще жив остался. Как потом оказалось, именно на его чердаке те рамы из дома на отшибе и были. Бедняга стал яблоки набирать в корзину, глядь, а в рамах человек стоит и кричит беззвучно. Вот от испуга и свалился. Сняли рамы с чердака и сожгли на перекрестке в полнолуние, а пепел занесли и зарыли на могиле хозяина.
Вот такую историю довелось слышать мне в этой деревне, которая уже наполовину лишь жилая.