Есть знаменитый лозунг: «Единство в многообразии» – он пытается отразить основной закон природы. Почему – «пытается»? Ну, хотя бы потому, что многообразие матушке-природе нужно лишь для того, чтобы из него… отобрать лучшее!
А если не отбирать лучшее, то не будет и развития. Без отбора прогресс просто утонет. Его засыплет, точно маленький золотой самородок, бесконечными и бесчисленными «песчинками» никчемных, бесперспективных вариаций. Таким манером до золота никогда не доберешься!
Значит, многообразие ради многообразия – путь назад. Это – регресс!
Цель же любого конкурса (а голливудский «Оскар» – это, несомненно, конкурс) – найти и наградить лучшее. Добилась ли этой цели 91-я церемония вручения «Оскаров»? Она показала много многообразия. Я бы даже сказал, много-много многообразия – его было на сцене Долби-холла столько, что только оно-то и запомнилось. Это был бурлеск, мешанина, взрыв конфетти… А жаль, ведь среди картин-номинантов на этот раз оказались если не лучшие за все времена, то уж точно вовсе не плохие фильмы. Впервые за последние годы промелькнула нотка настоящей социальной актуальности – в картинах «Зеленая книга» и, особенно, «Власть». Хотя первая стала лучшей картиной года, прошло это как-то незаметно – за стеной из яркой мишуры!
А начиналась 91-я церемония с замахом! В напыщенный, бутафорски расфранченный зал ворвались, как артподготовка, громовые звуки знаменитого вступления рок-группы Queen «We will rock you!» – «Мы потрясем вас!». Из «дыма» даже выбежал настоящий Брайан Мэй и затянул свои неповторимые гитарные риффы… В общем, неожиданно возникло ощущение чего-то настоящего, может, подлинного искусства – вот сейчас оно вернется, а?
Нет, не вернулось. Фредди Меркьюри не восстал, а великолепно сыгравший его Рами Малек хоть и получил «Оскара», но, потрясая статуэткой, не произнес ничего кроме привычных благодарностей бывшего мигранта. Пошло обычное слезливое сюсюканье, сдобренное тоннами конфетти, фантиков и ниток… На сцену мощно вышло многообразие ради многообразия.
В общем, церемония не потрясла!
Так что удивлять приходилось всякими фокусами, эпатажем и поведением, нетрадиционным даже для нетрадиционной тусовки. Вот несколько характерных зарисовок… Американский актер Билли Портер появился на церемонии в пышном платье – сверху мужской полусмокинг, снизу – черная юбка светской куртизанки. Это бархатное «комби» сшил для актера дизайнер Кристиан Сириано, самый молодой победитель проекта «Подиум». Тот утверждает, что дополнил платье «черным болеро, напоминающим укороченный до талии мужской пиджак». Самому Портеру 49 лет и он (или она?) присутствовал на церемонии вместе со своим супругом Адамом Портером-Смитом. Актер известен продвижением «гендернофлюидного стиля, в котором используются одновременно элементы как мужской, так и женской одежды». От такого смешения флюиды точно могут запутаться.
Как запуталась британская актриса Оливия Кольман, получившая «Оскара» за лучшую женскую роль в фильме Йоргоса Лантимоса «Фаворитка». Она сыграла болезненную английскую королеву Анну, за расположение и власть над которой борются две придворные дамы. В прошлом комедийная актриса, Оливия рассмешила публику до слез своими сбивчивыми, но трогательными дифирамбами в адрес всех окружающих – от ее мужа до сидящей напротив Леди Гаги.
Еще один триумфатор — лента Питера Фаррелли «Зеленая книга». Биографическая драма о дружбе всемирно известного пианиста-афроамериканца Дона Ширли и его водителя-итальянца Тони Валлелонга (на этот раз дружбу следует понимать в ее подлинном смысле). Друзья едут на юг Штатов в 1964 году, и, слава Богу, все обходится без крови… Картина удостоилась трех наград: за лучший фильм, лучший оригинальный сценарий и лучшую мужскую роль второго плана (второй подряд «Оскар» актера Махершалы Али).
Лучшим режиссером стал автор фильма «Рома» Альфонсо Куарон, который поднимался к микрофону тем вечером не один раз. «Не устаю выходить на сцену», — пошутил Куарон, и это – святая правда. В руках у него уже оказался четвертый «Оскар», который вручил ему его друг и победитель прошлого года режиссер Гильермо дель Торо. Может, для того, чтобы так кучно получать «Оскары», нужно просто родиться мексиканцами, как эти два режиссера, и снимать фильмы в эпоху Трампа?
Знаменитая фраза «And Oscar goes…» – «И Оскар идет…» теперь обретает далеко не киношные ориентиры. Куда же он идет? К смене пола? Но он всегда был бесполым… К тому, чтобы надеть юбку? А вдруг это лучше, чем прикрываться узким мечом?
Ясно одно: в фильме «Зеленая книга», рассказывающем о расовой проблеме в прошлом, был намек на американское будущее. «Оскар» вроде шагнул к раскрытию этой тайны, да вот беда – кто это заметил за эпатажем и мишурой…