Рассказать простым и доступным языком о том, что такое ценовая стабильность, какова роль в ее обеспечении центрального банка, что в целом означает финансовый термин «инфляция» и в чем причины этого явления, кто считает этот показатель, почему официальная инфляция может отличаться от реально ощущаемой, – на все эти вопросы мы попросили ответить нашего эксперта, начальника отдела финансовой грамотности Управления информации и общественных связей Национального банка Юлию Сакович.
– Юлия Вячеславовна, что такое вообще инфляция?
– В целом инфляция – это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги. Она уменьшает покупательную способность денег, снижая реальную ценность денежных доходов и сбережений населения и организаций, поскольку по прошествии времени на одну и ту же сумму денег можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.
В условиях высокой инфляции люди стремятся как можно быстрее обменять свои обесценивающиеся деньги на товары и услуги или перевести их в активы, служащие своеобразным «убежищем», например, в иностранную валюту. В результате повышается обменный курс и еще больше усиливается инфляция. Высокая инфляция снижает уровень жизни людей, подрывает стимул к финансовым сбережениям. Неопределенность относительно будущих цен затрудняет долгосрочное планирование, снижает деловую активность, сокращает объемы производства и численность работающих граждан. Тем не менее полное отсутствие инфляции и дефляция (снижение цен, противоположный процесс) также опасны для экономики. Когда цены на товары устойчиво снижаются, потребители начинают откладывать покупки, надеясь на дальнейшее снижение их стоимости. В результате производство перестает развиваться, предприятия не нанимают новый персонал. В силу этого потребители тратят еще меньше, ухудшая возможности для производителей.
Под ценовой стабильностью понимается умеренный рост потребительских цен, а не их неизменность. Результаты исследований показывают, что в зависимости от страны среднегодовые параметры инфляции в диапазоне 1–5% обеспечивают лучшие условия для экономического роста. Главное, чтобы показатель инфляции был на небольшом уровне, поддавался прогнозу и позволял строить реальные экономические планы.
– Кто отвечает за инфляцию?
– В большинстве стран за ценовую стабильность отвечают центральные банки, так как именно они обладают монополией на выпуск (эмиссию) денег в экономике и возможностью обеспечивать контроль за денежным предложением. Несмотря на то, что отдельные всплески роста цен могут быть из-за внешних шоков, конъюнктурных факторов или административного влияния, в целом контроль над денежным предложением в долгосрочной перспективе позволяет отслеживать инфляцию.
На рост ее уровня влияют и другие факторы: монополизм, высокий уровень налогов, ажиотажный спрос на какие-то товары – все это ведет к росту цен. Она также зависит от социальной психологии и общественных настроений: негативные ожидания потребителей тоже являются одной из причин ускорения инфляции.
Для достижения низкой инфляции центральный банк использует систему инструментов денежно-кредитной (монетарной) политики. Один из них – ставка рефинансирования. Изменяя величины ставки рефинансирования, центральный банк задает стоимость денег в экономике.
Центральный банк постоянно отслеживает экономическую ситуацию в стране, внешнеэкономические условия, рост цен, деловую активность предприятий, курс национальной валюты к иностранным валютам и на основании оценки этих и многих других параметров строит прогнозы и принимает решения относительно использования инструментов денежно-кредитной политики.
Цель по инфляции в нашей стране ежегодно устанавливается в Основных направлениях денежно-кредитной политики, утверждаемых главой государства. В 2018 году была поставлена задача, чтобы инфляция не превышала 6%. По итогам 2018 года прирост потребительских цен составил 5,6 в годовом выражении. К концу 2020-го этот показатель должен быть до 5%.
– Кто и как считает этот показатель?
– Официальная инфляция в нашей стране считается Национальным статистическим комитетом. Для подсчета используется специально утвержденная методика, которая соответствует международным стандартам. Сравнивая текущие цены с прошлыми, Национальный статистический комитет рассчитывает темпы прироста индекса потребительских цен, то есть инфляцию. Она рассчитывается по отдельности для разных категорий товаров и услуг и разных регионов.
Сегодня в потребительскую корзину входит более 450 товаров и услуг, которые включаются в нее по результатам статистического обследования расходов домашних хозяйств в среднем по стране. Цены на товары и услуги из потребительской корзины наблюдают в 31 городе нашей страны. Это Минск, областные центры, в каждой области – малые и средние города. В каждом городе отбираются торговые объекты, в которых регистрируются цены на товары и услуги. Речь идет не только о крупных торговых сетях, но и о мелких и средних магазинах и даже рынках. На основании всех этих показателей выводится средняя инфляция в стране.
– Официальная инфляция снижается, а я этого не чувствую. В чем дело?
– Личная инфляция может отличаться от официальной. И если человек захочет рассчитать свою, то она, скорее всего, будет отличаться от официальной. Потому что потребительская корзина у каждого человека (семьи) разная. Она зависит как от личного дохода, так и от предпочтений в потреблении товаров (услуг). Так, кто-то не мыслит свой рацион без мясной отбивной, а другой – вегетарианец и не ест мясо. Кто-то ежемесячно тратит немалую долю денежных средств на приобретение бензина, комплектующих и обслуживание автотранспорта, а кто-то ездит на общественном транспорте. К тому же наряду с группами товаров (услуг), которые приобретаются регулярно (основные продукты питания, некоторые виды услуг), отдельные группы товаров и услуг приобретаются 1–2 раза в год и реже (туристические путевки, мебель, бытовая техника и прочие). Поэтому личная инфляция одних граждан будет отличаться от инфляции других, а также от официальной.
Кстати, на сайте статистического ведомства есть калькулятор для расчета личной инфляции. В упрощенном виде на нем можно подсчитать правильность своих ощущений в рамках собственной потребительской корзины.
Совместный проект газеты
«7 дней» и Национального банка Республики Беларусь