Народный артист России Михаил Филиппов родился в Москве 15 августа 1947 года. После окончания ГИТИСа был зачислен в труппу Московского театра имени Владимира Маяковского, где служит уже 45 лет. Его кинодебютом стала роль Фуке в экранизации романа Стендаля «Красное и черное», с тех пор он снялся во множестве фильмов: «Артистка из Грибова», «Петербургские тайны», «Дети Арбата» и др. Филиппов давно стал популярным, узнаваемым артистом.
– Михаил Иванович, говорят, вы с детства мечтали работать в театре. Но почему тогда поступили на филологический факультет МГУ?
– В действительности мечтал работать в кукольном театре. Не могу объяснить, почему. Я ведь рос, слушая радиоприемник. Моему поколению повезло, что тогда можно было ежедневно слушать записи спектаклей МХАТа, Малого театра. Это были прекрасные радиопостановки, в которых играли замечательные актеры, кумиры поколений. Также были интересные программы о театре. А когда у моих родителей появился первый телевизор с линзой, счастью просто не было предела. Я с удовольствием смотрел все программы Аркадия Райкина, знал все монологи артиста наизусть. Мне доставляло удовольствие пересказывать их всем моим родственникам и друзьям, выступать с ними на праздниках.
Прошли годы. Я уже сам служу 45 лет в театре, но считаю до сих пор, что рядом с Аркадием Исааковичем некого поставить. Но вернусь к вопросу. Когда после окончания школы я заикнулся родителям об актерской профессии, они меня не поняли. В результате поступил на филологический факультет МГУ. В университете учился без всякого энтузиазма, потому что чувствовал: это не мое. А потом случайно оказался в театральной студии «Наш дом» и все время пропадал там. Счастлив, что судьба все же привела меня в актерскую профессию.
– А как вы попали в студию?
– Через дорогу от нашего корпуса МГУ находился Дом культуры гуманитарных факультетов. Уникальное явление, но в этом Доме культуры работало сразу два театра. Студенческим руководил Марк Захаров, а театральной студией «Наш дом» Марк Розовский, Илья Рутберг и Альберт Аксельрод. Я учился на втором курсе филологического факультета, и две мои однокурсницы уговорили меня сходить на прослушивание в «Наш дом». Я им благодарен, потому что это перевернуло мою жизнь.
Позже перевелся с четвертого курса МГУ на второй курс ГИТИСа. Красный диплом получил в ГИТИСе, но актерское образование, не в обиду моим преподавателям, – в студии «Наш дом». Там я был самым младшим, но никто меня не обижал, все относились ко мне очень хорошо, а вместе со мной репетировали Гена Хазанов, Аркаша Арканов, Гриша Горин, Саша Филиппенко, Сеня Фарада, Максим Дунаевский и многие другие. Студия запомнилась не только продолжительными репетициями, но интересным общением, обсуждением поэзии, книг. Помню, как мне давали на одну ночь книги, которые невозможно было достать в Москве: Набокова, Солженицына. Репетиции заканчивались поздно, после полуночи, и я бежал, чтобы успеть на метро, прижимая книгу к груди. А дома жадно читал.
– Как удалось попасть после ГИТИСа в труппу театра Маяковского, ведь он тогда был одним из самых популярных?
– Когда заканчивал институт, на одном из показов меня заметил Андрей Александрович Гончаров, художественный руководитель театра, и предложил приходить на репетиции. Я не пропускал ни одну из них. И однажды Гончаров попросил показать худсовету мои институтские работы. Вместе с однокурсниками мы сыграли несколько отрывков. После чего завтруппой сказал мне, что худсовету не понравилось – мол, в театре уже есть актеры такого плана. И он посоветовал мне искать работу в другом театре.
Естественно, я расстроился, перестал ходить на репетиции. Стал оформлять обходной в ГИТИСе, чтобы получить диплом, и вдруг встречаю Андрея Александровича, который спросил, почему не видит меня на репетициях. Все ему объяснил, на что Гончаров, рассердившись, ответил, что ему плевать на решение худсовета. В результате меня зачислили в труппу. Очень благодарен Андрею Александровичу, который поверил в меня и дал возможность служить в одном из лучших театров.
– Учеба на филфаке МГУ пригодилась в жизни?
– На филфаке я изучал французский язык, и в связи с этим могу рассказать одну забавную историю. Как-то мы поехали во Францию, в город Марсель, ставить спектакль «Женитьба». Нас поселили в хорошей гостинице. В номере были холодильник и микроволновка. Чтобы сэкономить деньги, решили никуда не ходить, а купить продукты и разогреть. Коллеги были уверены в моих знаниях французского и рассчитывали на меня. И вот мы с компанией пошли в ближайший супермаркет, взяли большую бутылку вина, различных продуктов. На кассе девушка молча дала мне два пакета. И когда я посмотрел на тележку с продуктами, понял, что двух пакетов будет мало. Стал лихорадочно вспоминать французский язык, но слово «пакет» вылетело из головы, и я произнес его по-русски. Представляете, кассир меня поняла!
– Знаю, что вы любите классику, а современную литературу читаете?
– Из современных авторов читаю Сашу Соколова, Михаила Шишкина, Евгения Клюева, Дмитрия Быкова. Мне нравится современная зарубежная литература, особенно английские писатели. Раньше, если я начинал читать книгу и она мне не нравилась, все равно дочитывал до конца, чтобы составить свое мнение об авторе. Но сейчас берегу время, и если книга мне не интересна, откладываю ее в сторону.
– Вы играли Наполеона, с которым родились в один день. Какие-то его качества в вас есть?
– Мне было интересно сыграть эту роль. Но я спокойно отношусь к совпадению даты нашего рождения. У меня с ним ничего общего больше нет, потому что я очень ленив. Мне более приятно, что я родился в один день с моей мамой.
– Вы прекрасный театральный актер, киноролей у вас меньше...
– Действительно, я актер театра. Многие вспоминают мою небольшую роль господина Фуке в фильме «Красное и черное». Для меня это была первая роль в кино, и поэтому я не придавал ей значения, но Сергей Герасимов столько внимания уделил мне, молодому актеру, так все растолковал, что она, по мнению многих, получилась лучшей моей ролью в кино.
– В этом году исполнилось бы 70 лет Наталье Гундаревой, с которой вы прожили в браке почти 20 лет. Недавно написали книгу «Наташа», эпиграфом к которой стали слова: «Просто есть желание снова поговорить о Ней»...
– В книге собраны воспоминания о Наташе, фотографии, стихи, посвященные ей, ее акварели... В театре Маяковского она была моей партнершей, причем Наташа была уже популярной актрисой, играла ведущие роли, а я – роли второго или даже третьего плана. Мы также пересекались на съемках, театральных капустниках, но тогда оба были в браке и искра между нами еще не пробежала. А начались наши отношения гораздо позже, когда однажды летом мы поехали на гастроли в Челябинск и Пермь. Любовь не подошла, не подкралась, а сразила нас двоих. И в результате в 1986 году мы поженились.
По горькой иронии судьбы, о том, что не сможет иметь детей, Наташа узнала от докторов прямо перед съемками фильма «Однажды двадцать лет спустя», где должна была сыграть мать-героиню. У зрителей сложился образ Гундаревой как сильной женщины, а она была нежной и по-детски беззащитной, хрупкой. В ней дивным образом жила маленькая девочка из песочницы, которая с подкупающей доверчивостью раскрывает каждому все свои секреты.
Наши отношения были построены на встречах и расставаниях, так как Наташа была очень востребована и много времени проводила на съемочных площадках, концертах. Иногда, когда работа позволяла, мы ездили вместе. Но чаще оставался дома ждать ее, потому что был занят в театре. Правда, расставания только укрепляли отношения, приучали нас ценить каждый миг, снова и снова познавая и открывая друг друга.