Андрей Кончаловский – один из немногих российских режиссеров, хорошо известных не только на постсоветском пространстве, но и в мире. Потому что снимал не только
на «Мосфильме», но и в Голливуде.
Его фильмы «Сибириада», «Романс о влюбленных» вошли в золотой фонд советского кино. А картины, снятые в Америке – «Возлюбленные Марии», «Поезд-беглец», «Дуэт для солиста», «Стыдливые люди», «Танго и Кэш», «Гомер и Эдди», получили мировую известность. Кончаловский дважды удостоен главного режиссерского приза Венецианского кинофестиваля «Серебряный лев» за картины «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» и «Рай».
В 2018 году он стал кавалером ордена за заслуги перед Итальянской республикой за вклад в кинематографическое и театральное искусство. В начале февраля Андрей Кончаловский планирует приехать в Минск на творческий вечер.
– Андрей Сергеевич, у вас очень известная родословная, которая начинается от князей Голицыных, продолжается прадедом художником Василием Суриковым и отцом – известным детским поэтом, автором гимна СССР и России Сергеем Владимировичем Михалковым. Как это отразилось на вас?
– Считаю, что родословную не нужно замечать, если тебе о ней не напоминают. Хорошо, если тебе об этом напоминают в хорошем смысле, но чаще, к сожалению, в негативном. Например, оглядываясь на свою жизнь, если я чего-то достигал в творчестве, тут же слышал со всех сторон: а это ему его знаменитый папа помог. А еще у меня случались провалы, и если мне что-то запрещали, говорили: вот видите, ему даже папа не помог. Для творческого человека все эти разговоры очень болезненны и поэтому важно, чтобы тебя воспринимали как самостоятельную личность, а не продолжателя знаменитого рода.
– Поэтому вы и взяли себе псевдоним Андрон и фамилию матери?
– Все знают, что я крещен как Андрей, а Андрон у меня было домашнее прозвище. Оно происходит от сибирского имени. Меня так прозвали, имея в виду поговорку, которую, может быть, вы слышали: «Андроны ехали». Так говорят о дикой глупости, вздоре. Замечу, что с возрастом мне больше нравится, чтобы меня называли Андрей Сергеевич. Что же касается фамилии матери, то об одной из причин я уже говорил.
Помимо этого, по сценариям отца снято много фильмов, мультфильмов, поэтому первый наш совместный сценарий с Андреем Тарковским был подписан Тарковский–Безухов. Этот псевдоним появился потому, что мне очень нравился толстовский Безухов. Я считал, что он на меня похож. А позже, как вы знаете, мой брат Никита Михалков занялся режиссурой, поэтому я взял фамилию матери.
– Ваш фильм «Грех» посвящен жизни великого скульптора и художника Микеланджело Буонарроти. Почему вы решили снять фильм о нем?
– Вначале меня заинтересовали его стихи. Они настолько тронули, что задумался, что же такое Микеланджело имел в виду про свою жизнь. Художник жил в центре европейской культуры – во Флоренции – и был гениально одарен. Отсюда – и тема, и конфликт фильма.
– А как вам работалось над сценарием?
– Когда мы с Тарковским работали над сценарием картины «Андрей Рублев», были в лучшем положении, потому что о Рублеве мало что известно. А когда об исторической личности много написано, есть документы, письма, свидетельства очевидцев, наступают противоречия, потому что люди начинают твердить, что Микеланджело был не таким, что все искажено.
– Андрей Сергеевич, помимо кино вы очень успешный театральный режиссер и ставите постановки по всему миру. А у вас есть авторитеты среди театральных режиссеров?
– Конечно, есть мастера, перед которыми я преклоняюсь. Среди российских режиссеров это большой классик, крупнейший режиссер XX века Товстоногов. А среди западных – это французский оперный и театральный режиссер Патриc Шеро, английский театральный режиссер Саймон Макберни.
– Ваш старший сын Егор Кончаловский очень успешный режиссер. А младший Петр продолжит династию?
– Петя в силу своего возраста чем только не увлекается, и выделить что-то одно сложно. Молодежь сейчас отвлекает интернет, где они проводят много времени. Поэтому я ему периодически напоминаю: «Петя, не забывай того, что те, кто читает книги, будут управлять теми, кто их не читает».