Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Недалеко от Витебска, в агрогородке Мазолово, стоит усадьба «Милое». Ее хозяин, Игнат Маньковский, был человеком незаурядным, он вошел в историю как публицист и просветитель. С его именем также связана одна интересная история, произошедшая в 1797 году и ставшая известной на всю Российскую империю. Касается она и постройки имения в Мазолово.
Согласно этой легенде, Маньковский был взаимно влюблен в дочь бывшего камергера и статского советника Рахель Маковецкую. Однако общественное положение мелкого чиновника не позволяло ему получить благословение у родителей невесты на этот брак.
В отчаянии Рахель написала письмо самому императору Павлу I. Но сделать так, чтобы послание попало по высочайшему адресу, в те времена было очень непросто. От знакомых при дворе Игнату Маньковскому удалось узнать, когда будет удобнее отдать его государю. И когда император вышел на прогулку в парке, Маньковский выбежал, перед ним опустился на колени и положил письмо на свою непокрытую голову. Император, удивившись находчивости молодого человека, прочитал послание.
Павел I распорядился, чтобы Маковецкие дали добро на брак, а также пожаловал Игнату чин и деревню. Так Маньковский стал надворным советником, был назначен в Витебскую губернию и смог выкупить деревню Мазолово. Он сделал центральной усадьбой имение «Милое», названное так за красоту здешней природы.
В своем имении Маньковский прожил до самой смерти в 1833 году. Но могилы его теперь уже не найти: в советские времена склеп был разрушен, а холм, на котором он стоял, срыт. По злой иронии судьбы на разрушенном склепе Игната Маньковского была надпись-обращение на французском языке: «И ты смертен, уважай могилы погребенных»… Не вняли потомки его просьбе.
Городок упоминается еще в 1128 году по случаю военного похода киевского князя Мстислава Владимировича в Полоцкую землю. В летописях второй половины XIII века упоминается «Городок около Полоцка» в связи с битвой полочан с войском во главе с новогрудским князем Мингайлом. В боях этих Городок был почти уничтожен. И два столетия местечко было в упадке. В начале XVI века Городок стал отстраиваться.
В Средневековье земли эти входили в состав Полоцкого княжества, а с XIV века – Великого Княжества Литовского. Пограничное положение их обусловило возведение здесь оборонительных укреплений. Основанный на полуострове озера Езерище замок во время военных действий между Великим Княжеством Литовским и Русским государством не один раз разрушался, затем вновь восстанавливался. Окончательно он пришел в упадок в XVII веке.
К сожалению, в самом Городке, несмотря на его многовековую историю, не сохранилось важных исторических или архитектурных достопримечательностей. Однако здесь можно увидеть Троицкую церковь, которая в 1999 году была перестроена из здания бывшей приходской школы начала XX века. Следующая достопримечательность города – здание бывшей мельницы конца XIX века. Также сохранились дома рядовой городской застройки конца XIX – начала XX века. Есть в этой местности и старое еврейское кладбище
Первую церковь в Кабище построили в 1700 году. Она была деревянная. В 1876-м вместо деревянной воздвигли новую, Вознесенскую, из кирпича и бутового камня в ретроспективно-русском стиле. В 1848 году рядом с церковью была поставлена деревянная часовня на четырех кирпичных столбах, обшитых тесом.
В годы Великой Отечественной войны здание церкви сильно пострадало, в послевоенное время использовалось как склад для удобрений. В 1990-е восстановлено.
Усадьба «Здравнево» находится на расстоянии 1,5 километра на северо-восток от деревни, на левом берегу Западной Двины. Ее в 1892 году приобрел известный русский живописец Илья Репин (1844–1930). Купленный художником усадебный дом перестроен по его рисункам. На протяжении летних сезонов 1892–1900 годов здесь жил мастер. После 1900 года в имении поселилась дочь художника Ольга с семьей. В 1930-х дом был разобран.
В 1993 году «родовое гнездо» возродили и открыли в нем Музей-усадьбу И.Е. Репина. Комплекс включает в себя усадебный дом, дом эконома, погреб, пруд, парк, набережную Западной Двины.
Здесь сохранилась почтовая станция 1848 года типовой застройки.
Наиболее вероятно происхождение названия от старославянского слова «ложесна» – то есть утроба, детское место, место, где покоится плод во время течения беременности.
На территории Лужесно находятся памятники архитектуры: Покровская церковь (1908 г.), комплекс зданий земледельческой школы (1909 г.), бывшая церковь Воздвижения Креста (XVI в.), административное здание земледельческого училища в стиле модерн (кон. XIX – нач. XX в). К исторически ценным и интересным объектам можно отнести деревянные дома (дореволюционной постройки), здания бывшей бани и ветеринарной лечебницы (1933 г.).
Строительство усадебного дома в Мазолово начато в 1801 году, для этого был возведен собственный кирпичный завод, одновременно были построены амбар, мастерские и первая по мощности в уезде водяная мельница.
Согласно описаниям, толщина стен дома достигала метра, крыша была из железа, а перед красивым парадным крыльцом бил струями фонтан. Дорога из имения в Витебск была обсажена высокими липами и тополями.
Сейчас любопытного туриста усадебный дом встречает заколоченными окнами и выщербленными стенами. Здание сменило множество хозяев, пока не получило заслуженный статус памятника архитектуры. К сожалению, это не улучшило его положение, оно находится в плачевном состоянии.
Рядом с поместьем – руины водяной мельницы. Насколько добротно она была сделана, свидетельствует то, что, несмотря на все усилия потомков, части ее стен все еще можно
отыскать в густых кустах.
Свято-Вознесенская церковь построена в 1807 году владельцем казенного имения «Езерище» графом Сологубом с участием местных прихожан. Рядом с ней были построены каплицы Святого Михаила и Преображения Господня.
В 1922 году из храма в пользу голодающих изъяли всю серебряную церковную утварь.
Церковь пережила Великую Отечественную войну. Сохранились ее стены и купол. В 1999 году храм восстановлен на пожертвования двух белорусов – граждан Америки. Сегодня церковь стоит закрытой.
Костел Святых Апостолов Петра и Павла построен в 1886 году. До нашего времени храм сохранился хотя и целиком, но все же не в первозданном виде. По свидетельствам старожилов, костел возводили польские мастера с привлечением местных рабочих. Людская память сохранила также информацию, что в этом храме были красивые витражи. В советский период костел использовался в качестве колхозного склада. Пластика и композиция храма – пример сочетания элементов классицизма с чертами модерна и псевдорусского стиля.
Легенда от автора проекта
Графское имение было настолько богатым, что даже благосостоянию конюха этого хозяйства мог позавидовать шляхтич средней руки из соседнего застенка или фольварка. В его собственности был большой каменный дом, несколько добротных хозпостроек и даже своя конюшня с десятком досмотренных лошадей. В основном это были рабочие лошади, пара выездных, молодая кобылка да несколько жеребят. Но у конюха был любимый конь – вороной на высоких ногах, с твердым шагом и стремительный в беге. На нем совершались поездки верхом по околицам. Но незаменимым конь был в главном – в охоте. Со временем животное настолько послушно и умело выполняло любые приказы хозяина, что тот и представить не мог рядом с собой другого такого смышленого и верного друга.
Несчастье случилось в мгновение ока. Поздней осенью, на охоте, перепрыгивая через кучу валежника, конь пробил переднюю ногу торчащим из земли обломком старого меча. Стало понятно, что рысак для охоты уже не годен, да и для простой тяговой работы он тоже не годится.
Конюх пытался лечить рану, но все его усилия были тщетны. Однажды кто-то посоветовал ему, опечаленному горем, обратиться к известной знахарке. Жила она в верстах 20 от графского имения, на берегу лесного озера.
Немедля летит на бричке к ее дому и объясняет причину своего внезапного визита. Знахаркой оказалась молодая потомственная врачевательница с пятилетней девочкой на руках. Ее мать умерла несколько лет назад, передав все свои секреты дочери. Обращаясь за помощью, конюх заверяет женщину, что если та вылечит пострадавшего коня, то может просить у него любую плату в границах его возможностей.
Берет с собою врачевательница узелок с лечебными травами и настоями и ребенка под предлогом, что лечение может продлиться несколько дней, и она не может оставить дочь одну. Тут же отправляются они в путь.
Сколько длилось лечение животного – не известно, но однажды знахарка вывела под уздцы из стойла во двор коня здорового, не хромающего.
Удивлению всех не было предела, конюх радовался как дитя. Бегал вокруг своего любимца, трогал его ногу и без конца нахваливал знахарку.
– Помню о своем обещании, – говорил он, – хочу услышать, чем и как могу тебя отблагодарить.
Отводит врачевательница в сторону конюха: «Есть у меня к тебе только одна просьба. Возьми ты, мил человек, на свое попечение мое малое дитя. Затравили меня здешние люди, чувствую – не будет мне здесь покоя. Хочу уйти, куда ноги понесут. Подальше отсюда. Буду идти, сколько хватит сил. Если и умру – так в дороге, свободной. Но дитя мое милое не осилит такой тяжкий путь, сердце мое на части от тоски разрывается, что ее со мной не будет. Но жизнь ее для меня всего дороже. Вот и молю тебя: возьми ее к себе на содержание. Может, не в доме, так хоть на конюшне. Главное, чтобы в тепле да под крышею. А пропитания ей много не надо: хлеба корку да миску похлебки. Подрастет, в благодарность тебе помощницей станет. Заметила я, что к лошадям душа ее тянется…
Согласился конюх, не раздумывая: «В дом для рабочих ее определю. Детей там хватает, ей будет не скучно».
На том и порешили. И ушла знахарка со двора вся в слезах, часто оборачиваясь, навстречу осени холодной, чувствуя, что больше никогда не увидит дитя свое единственное.
(Продолжение следует) .