Травля в школе – одна из самых распространенных психологических проблем для детей. Большинство учителей и родителей попросту не знают, как помочь ребенку, который с этим столкнулся.
Одни утверждают, что подобные конфликты – это простое ребячество и дети сами все решат, другие ссылаются на подростковый возраст, а третьи вообще не знают о существовании проблемы. Если вовремя не вмешаться, то травля может привести к серьезным психологическим травмам. Что делать родителям, если их ребенок стал жертвой буллинга? Какими методами учителям бороться с этим явлением? На эти и другие вопросы ответила Олеся Конькова, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей клинической психологии факультета философии и социальных наук БГУ.
– В чем выражается школьное насилие?
– Например, это унижение – вербальные оскорбления, физическая агрессия, когда сверстники могут забирать вещи ребенка и портить их. Не исключено также полное игнорирование жертвы. Все это в совокупности и является насилием.
– Как поступать родителям, если сына или дочь оскорбляют сверстники?
– Во-первых, родителям ни в коем случае нельзя такое оставлять без внимания. Но для этого должен быть налажен тесный контакт с ребенком, чтобы он мог обо всем сообщить отцу или матери. Мой совет: каждый вечер за ужином разговаривайте с детьми, интересуйтесь, как прошел день, были ли какие-нибудь трудности. Такие беседы должны обязательно войти в привычку, потом ребенку будет легче рассказать о своих проблемах. Во-вторых, родителям сразу нужно обратиться к учителю. Зачем? За классом стоит взрослый человек, который может влиять на школьный коллектив, примирить обидчика и жертву.
– Допустим, родители знают, как помочь своему чаду, а вот как ему самому уберечься от давления среди сверстников?
– На мой взгляд, не нужно переоценивать возможности ребенка: сам он от давления защититься не может, так как не обладает теми ресурсами, которые есть у взрослого человека. Что бы жертва ни предпринимала, это не остановит того, кто хочет оказывать на нее давление. Возможно, ребенок начнет подстраиваться, меняться, чтобы его приняли в этом коллективе. Или же он, наоборот, станет противостоять обидчику, игнорировать его. Однако это не приводит к желаемому результату, потому что если у кого-то есть цель оказывать давление, то к этой цели он будет идти до конца. Для обидчика не важно, что происходит с жертвой на психологическом уровне. Поэтому я считаю, что лучше все же ребенку обратиться за помощью к родителям или учителю. И не нужно бояться этого делать, старшие могут действительно помочь в решении проблемы.
– Но случается, и сам учитель выступает в роли инициатора травли. Что тогда предпринять?
– Бывает всякое, иногда и учитель не понимает, что он делает. Допустим, ребенок вызывает у него какие-то неприятные чувства, к примеру, не сошлись характером, не нравится внешний вид ученика. Тогда учитель неосознанно делает акцент на этой характеристике. Дети все замечают, и данный сигнал воспринимается как то, что можно травить одноклассника. При этом учитель сам до конца не понимает, что своими действиями травмирует неокрепшую детскую психику. Иногда он считает, что форма воздействия через оскорбления может дать нужный результат, и это тоже ошибка. В любом случае нужно решать вопрос непосредственно с самим преподавателем, а если разговоры не помогают, следует идти к директору.
– Если учитель хочет сам исправить ситуацию, как ему бороться с травлей?
– Нужно задать вопрос классу: хотят ли они, чтобы эта травля продолжалась в коллективе? Как правило, дети говорят «нет». После этого учитель предлагает новую форму поведения ученикам, как им взаимодействовать в группе. Если они принимают решение, что в их классе больше не будет насилия, то возникает вопрос: что будет вместо этого? Класс при помощи учителя должен выработать правила взаимодействия между собой. К примеру, дети приходят к решению, что никто не оскорбляет друг друга в классе, сразу разнимают дерущихся, не позволяют травить определенного человека. Все правила они выписывают на доску и голосуют, какие оставить, а какие убрать. После этого ребята должны контролировать, как эти правила соблюдаются. Например, если дети замечают, что какой-то пункт не соблюдается, они могут приклеивать стикер на календарь и потом на собраниях с учителем сравнивать, сколько нарушений было за неделю, что делается для общего порядка, а затем делать выводы.
В любом случае, инициатива всегда за учителем. Как психолог, я утверждаю, что школьные раны – самые тяжелые психологические травмы, которые имеют последствия на протяжении всей жизни человека. И если вовремя не помочь ребенку, впоследствии можно столкнуться уже с более серьезными проблемами.
Илья ПИТЕРСКИЙ,
студент факультета журналистики БГУ