Народный артист Российской Федерации Юрий Николаев 16 декабря отметил свое 70-летие. Неизменный ведущий музыкальной программы «Утренняя почта», а затем и многих других популярных передач продолжает радовать своих поклонников оптимизмом и жизнелюбием. В последние годы – в качестве автора и ведущего программы «Честное слово».
– Юрий Александрович, как появляются талантливые актеры, телеведущие?
– Несмотря на то, что моя мама была капитаном КГБ, а папа полковником МВД, суровая профессия на них не сказалась. Я рос в атмосфере обожания, любви и доброты. Сколько себя помню, дом наш всегда был хлебосольным и к нам часто приходили гости. Ни одно застолье не обходилось без веселья, песен, мне очень нравилась эта атмосфера праздника. С раннего детства родители хотели, чтобы я развивался всесторонне, поэтому занимался в нескольких спортивных секциях, играл на фортепьяно. Читал запоем. Любовь к книгам привела меня в драматический кружок при Доме пионеров, где я в 13 лет сыграл главную роль в спектакле «Звездный мальчик». Потом меня пригласили сыграть вместе со взрослыми в телевизионном спектакле на Молдавском телевидении в прямом эфире. Во дворе дразнили артистом погорелого театра, меня стали узнавать, девчонки заглядываться, и вместе с этим появилось желание быть артистом. Отец очень хотел, чтобы я пошел, если не по его стопам, то обязательно в Суворовское училище, но благодарен ему: он оставил выбор за мной.
– Приехав из Кишинева в Москву, вы легко поступили в ГИТИС?
– В тот год, когда я оканчивал школу, выпускали сразу 10 и 11 класс, в результате выпускников стало в 2 раза больше, соответственно, и конкурс во все вузы страны увеличился. Но я успешно прошел первый тур, после чего расслабился… Однажды гулял по Москве. Проходя мимо ГИТИСа, решил заглянуть, в холле увидел списки абитуриентов, допущенных к третьему туру. С удивлением обнаружил, что меня в них нет. Я остолбенел: как так? Ведь второго тура еще не было. И вдруг мое оцепенение прервал крик: «Николаев, ты с ума сошел, тебя трижды объявляли, где ты пропал?». Я рванул в аудиторию и уговорил, чтобы у меня приняли экзамен.
– Вы успешно работали в театре имени Пушкина, а помните свой дебют в кино?
– Сразу после окончания ГИТИСа мне предложили главную роль на киностудии «Беларусьфильм» в киноленте «Большие перегоны», где вместе со мной играл любимый несколькими поколениями артист Николай Афанасьевич Крючков, известные актеры Глеб Стриженов, Николай Еременко, Николай Мерзликин. Во время съемок мы жили в гостинице «Сож» в Гомеле, и туда мне пришла повестка в военкомат. Несмотря на то, что я работал в театре и снимался в главной роли, ни руководство киностудии, ни режиссер ничего не смогли сделать, и меня призвали в армию. Так как съемки были в разгаре, единственное, что удалось, – отправить меня служить в Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Белорусского военного округа, поэтому я одновременно служил и снимался в кино.
– Правда, что, работая в театре, вы жили в одной квартире с Владимиром Меньшовым и Верой Алентовой?
– У театра имени Пушкина была трехкомнатная квартира на проспекте Мира для своих актеров, и действительно в одной из комнат жили Володя Меньшов, Вера Алентова и маленькая Юлька, в соседней комнате – я, а в третьей – актер Леша Локтев, а затем Константин Григорьев, известный по роли Федотова в фильме «Раба любви». Жили мы дружно, особенно запомнилось, что Юльке нравилось заходить ко мне в гости, потому что родители у нее были строгие, а у меня было все можно. Позже, когда Юля выросла и продолжила актерскую династию, она пригласила меня на свой дебютный спектакль. Узнав, что она хочет работать на телевидении, всячески ее отговаривал, потому что у нее были роли в театре и кино, а телевидение – это лотерея. Но я рад, что она не послушалась и у нее получилось.
– Тогда почему вы сами, работая в театре и имея 10 ролей в кино, предпочли телевидение?
– Меня еще студентом приглашали в детскую редакцию Центрального телевидения в программы «Вперед, мальчишки». К окончанию учебы стали звать в музыкальную редакцию для участия в различных программах, и это было для меня, начинающего актера, дополнительным заработком. В «Утренней почте» придумывал актерские сценки, чтобы программа была интересной, были показаны и первые видеоклипы.
– А почему ушли из успешной «Утренней почты» и создали «Утреннюю звезду»?
– К сожалению, «Утренняя почта» себя исчерпала, и мне стало неинтересно в ней. В 1991 году я создал «Утреннюю звезду», чтобы раскрывать юные таланты.
Когда начинал делать программу, никто не ожидал, что ее вообще будут смотреть, не говоря о том, что она станет успешной. Но «Утренняя звезда» переросла в огромное движение на всем постсоветском пространстве. За 13 лет в программе выступило 20 тыс. детей.
– Вы 43 года в браке с Элеонорой, а можно узнать, как познакомились?
– Свою будущую жену я впервые увидел в пионерском галстуке, когда ей было 13 лет. Родители моего друга уехали и оставили его с сестрой в квартире одних. И в отсутствие родителей друг приглашал своих однокурсников, чтобы весело проводить время. Лена молча сносила наши развлечения, более того, за нами убирала, мыла посуду. Затем прошло время, и Лена стала студенткой московского финансового института, а я уже был актером театра имени Пушкина, и мы иногда пересекались, стали общаться и в итоге – встречаться. Когда я узнал, что Лена с подругой собираются ехать отдыхать в Гурзуф, то предложил ей оттуда заехать ко мне в Краснодар, я был там на гастролях. В результате Лена подписала маме открытки и попросила бросить их в почтовый ящик в Гурзуфе, а сама поехала ко мне. Ее мама, узнав о нашем романе, поставила перед Леной вопрос ребром: или женитесь, или расстаетесь. Помню, мы явились в загс перед его закрытием на первой попавшейся машине – цементовозе.
– Как ваша жена относилась к вашим поклонницам, может, были какие-то забавные случаи?
– Курьезных случаев было предостаточно. Например, звонок в дверь, открываю и на глазах у жены получаю заказное письмо, в котором написано: «Мой Зайчик, пишет тебе твоя Белочка». Жена уже напряглась, но далее: «Мы, к сожалению, с тобой незнакомы». Однажды я выбегаю в магазин за продуктами, около подъезда стоит девочка лет 17 и говорит мне: «Здравствуйте, Юра! Я Наташа. Помните, я вам писала? Я люблю вас и приехала к вам жить».
– Знаю, что вы знакомы со многими мировыми звездами, какие они в общении?
– Мне посчастливилось общаться с Родом Стюартом, Джеком Николсоном, Грегори Пеком, Марчелло Мастроянни и для себя я сделал вывод: чем выше человек по положению, тем он проще в отношениях. Например, Марчелло Мастроянни снимался у Михалкова в Ленинграде, и Никита в перерыве между съемками попросил уделить ему время, показать город. И мы легко и непринужденно гуляли по городу. И вдруг выбежали подростки и бросились ко мне за автографами, я стал им подписывать, а рядом стоял Мастроянни. Мне было неудобно перед ним, а Марчелло меня успокаивал: «Юра, ну что ты переживаешь, они же другое поколение, поэтому не знают мои фильмы. А тебя знают потому, что ты каждую неделю в телевизоре». Спустя некоторое время я приехал в Рим, поселился в гостинице, где меня никто не знал, но вдруг почувствовал особое внимание к себе и не мог понять, почему. Оказалось, что в гостиницу, когда меня не было в номере, звонил Марчелло Мастроянни и интересовался мной.
– Я знаю, что вы близкие друзья с Михалковым, сколько лет вашей дружбе?
– С Никитой мы дружим более 30 лет. Сначала мы общались в кругу общих друзей, а потом нас пригласили на теннисный турнир, где мы играли в паре. Затем отметили наш успешный дуэт и обменялись номерами телефонов. Мы много раз играли в теннис, так и подружились. С тех пор каждый Новый год отмечаем вместе. Михалков очень интересный человек, у нас много общих увлечений, а с его трудоспособностью и широким кругозором редко кто может конкурировать.
– Что делает вас счастливым?
– Хороший кофе, спорт, любимая работа и крепкая семья.