Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.
В 1787 году Игнат Ширин на берегу реки Дисны построил костел. Напротив костела начал строительство усадьбы. Усадебный дом хорошо сохранился. Местные жители рассказывают: от усадебного дома идет подземный ход под речкой Дисной к костелу. Сегодня в одной половине усадебного дома находится детский сад, а во второй расположился художественный музей Язепа Дроздовича.
После смерти Игната Ширина Германовичи перешли к его третьему сыну, который построил часовню Святых Апостолов Петра и Павла. Но в 1900 году случился большой пожар, и половина деревни сгорела, пропала в огне и эта часовня.
В 1926 году в деревне построена староверская Свято-Успенская церковь. Приход церкви составлял около 400 человек. Стояли в деревне и две синагоги. Здесь было когда-то и большое старое еврейское кладбище, но в 1970-х годах местный колхоз отдал распоряжение – все надмогильные камни собрать, а могилы распахать.
Германовичи – еще один пример воспитываемой многими веками терпимости наших предков. Сначала это местечко было католическим поселением, но позже здесь хорошо уживались без вражды разные конфессии и национальности.
Основная достопримечательность деревни – костел Преображения Господнего. В советское время, а именно с 1948 по 1988 год, костел был закрыт и переоборудован под хозяйственные нужды. В наши дни храм принимает прихожан. Однако полностью восстановить былое богатство внутреннего убранства костела и вернуть ему исторический облик так и не удалось.
В Германовичах сохранился усадебный дом в стиле классицизма. Других зданий, относившихся к усадебному комплексу, не сохранилось. Также в деревне есть деревянная старообрядческая Успенская церковь.
В деревне сохранился молельный дом староверов. Построен он был из дерева в 1914 году.
Действующая деревянная церковь Святой Троицы поморской старообрядческой общины построена между 1908–1910 годами архитектором Кулабиным. Несет в себе ярко выраженные черты народного зодчества. В каком году была образована сама община, точных сведений не найдено. В исторических источниках упоминается о регистрации молельного дома в деревне Кублищино Дисненского уезда в 1839 году. Имеется архивное упоминание о распечатании храма в 1868 году.
Троицкий костел – древнейший памятник архитектуры в Миорском районе. Возведенный в 1766 году на деньги смоленского коменданта Станислава Бужинского и при поддержке священника Пясляка двухбашенный храм из дерева сохранился до нашего времени с небольшими изменениями.
В середине XIX века храм пришел в упадок и требовал значительного ремонта. В 1859 году благодаря усилиям ксендза Яна Ширина здание отремонтировали.
Троицкий костел в деревне Новый Погост действовал до 1950-х годов. После его закрытия башни разобрали, а само здание приспособили под склад, еще позже – под спортивный зал. В 1990 году на средства верующих храм восстановили.
Есть здесь и православный храм. Церковь Николая Чудотворца была построена в 1879 году из камня в псевдорусском стиле.
Сохранилось здесь несколько домов рядовой застройки начала XX века.
Недалеко от деревни стоит деревянная католическая часовня Святого Михаила Архангела. Предположительная дата строительства – 1750 год.
Деревянная Успенская церковь в стиле модерн построена в 1912 году. Есть в поселке еще одна православная церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Возведена в 1898 году из камня.
Среди других достопримечательностей поселка можно также выделить здание бывшей водяной мельницы, построенное в первой половине XX века, а также усадебный дом Федоровичей (1903), расположенный в старом парке на окраине поселка. От имения Лопатинских сохранился флигель, выложенный из кирпича в 1884 году, и в руинах часовня-усыпальница середины XIX века.
Здесь сохранилась водяная мельница (1869), которая работала вплоть до середины 1970-х.
Храм Илии Пророка построен не позже 1825 года. Возводился как костел, но во второй половине XIX века передан православным.
Легенда от автора проекта
Таких бочонков в любом этнографическом музее наберется с десяток. Но на боках именно этого бочонка, почерневших от времени, запечатлелась трагическая история из далекого прошлого, в которой он сыграл свою роль. Возможно, не главную, но и не последнюю. В чем вы, наши читатели, сейчас и убедитесь.
Двадцатые годы – начало тридцатых прошлого столетия оставили свой след в истории эмигрантского движения. В этот период активизировался поток жителей Беларуси за границу. Помимо политической причины была еще и экономическая – люди уезжали на заработки. Добирались не только в страны Европы, но и до Аргентины и Соединенных Штатов, Канады. Кто-то уезжал в одиночку или небольшими группами, а где-то сколачивались целые артели.
И в этой деревне молодые и крепкие мужики решили целой строительной бригадой ехать за рубеж. Среди них был и молодой мужчина, у которого была уже жена и трое маленьких детей. Родители его обещали помочь снохе и внукам, поддерживать их чем смогут. Попрощались семьи и расстались.
Прошло два длинных года ожиданий. И вот однажды, после уборочной страды, в воскресенье родители эмигрировавшего мужчины собрались на праздничный базар в соседнее местечко, которое было примерно в верстах десяти от деревни. Предложили поехать и снохе. Та, оставив детей на попечение старенькой бабушки, с радостью согласилась.
Немного замешкались в дороге и приехали уже в самый разгар торгов. Разложили свои домашние продукты на продажу.
Вдруг по базару прокатывается гул: «Едут! Едут! Наши возвращаются». И правда, со стороны большого тракта, проехав по улицам местечка, прямо на базарную площадь въехала вереница телег со скитальцами. Среди них была и телега, набитая добром всяким, того самого мужчины, семья которого приехала на базар. С великой радостью приняли они его в объятья. Жена расплакалась от счастья. Тут же предложили ему ехать домой. Но мужчина отказался, объяснив причину. Вкратце звучит она так.
Возвращались работники-эмигранты не только с карманами, полными денег, но везли с собой еще и множество добра, начиная от домашней утвари и одежды и заканчивая инструментами и различными механизмами. Опасно было по дорогам передвигаться в одиночку, поэтому в обозы объединялись, так было легче от людей недобрых, разбоем промышляющих, защищаться.
Договорились сообща каждого обозника до дома сопровождать – для безопасности. А наш герой был избран старшим в обозе, и в обязанности его входило доставить в целости и сохранности сотоварищей до места жительства.
Мужчина успокоил жену свою и родителей, рассказав, что в обозе у него все земляки, люди местные, из близлежащих деревень. Заверил, что к ночи домой вернется, детей обнимет.
Попрощались, надеясь на недолгую разлуку. Перед тем, как разъехаться, мужчина переложил в телегу родителей дубовый бочонок с гостинцами разными. Со словами, мол, пусть детвора полакомится.
Вернувшись с базара, взрослые открыли подарок перед детьми. Бочонок был доверху набит конфетами, плитками шоколада и цветного мармелада.
Но ни к ночи, ни к утру следующего дня мужчина не вернулся… Приехал в бричке жандарм со страшной вестью. Когда многие из обозников разъехались по домам, на оставшихся налетела банда и на обочине дороги остались только трупы людей. Нужно было кому-то поехать, опознать родного человека среди убитых и привезти домой.
…Долгое время бочонок у стола стоял вместо табурета, потом его на чердак забросили, где он с годами потерялся среди накопившегося хлама. И только правнуки, случайно обнаружив бочонок, вспомнили историю о нем, которую слышали когда-то от своей бабушки.