В Китай я приехала в сентябре 2013 года и попала, что называется, с корабля на бал – на Праздник середины осени, который отмечался 19 сентября. В больших и маленьких магазинах, на лотках с уличной едой, в университетской столовой – повсюду можно было увидеть необычайно красивые и вкусные «лунные» пряники.
Но почему в Китае середина осени – в сентябре и какая существует связь между луной и пряниками?
История праздника уходит в глубокую древность. Одна из легенд гласит, что Чан-э, жена лучника Хоу И, тайком, без ведома мужа, приняла снадобье бессмертия, обрела волшебные свойства и против своей воли вознеслась на луну. Безутешно Хоу И повсюду искал свою жену. Однажды в полнолуние он заметил на бледном диске луны чью-то промелькнувшую тень – и охотник почувствовал, это – его Чан-э. Когда Хоу И понял, что его жена стала богиней луны, он приказал прислуге поставить в саду стол, на котором разложили любимые фрукты Чан-э.
Так возникла традиция каждый год в пятнадцатый день восьмого лунного месяца (именно в тот день вознеслась на небо Чан-э) приносить жертвы богине луны, прося ее о даровании всяческих благ.
Праздник середины осени считают днем единения семьи: круглая луна символизирует полную семью. В этот день люди любуются на ее диск и едят «лунные» пряники, круглые по форме. На каждом прянике напечатаны иероглифы и узоры. «Лунные» пряники символизируют благополучие, счастье в доме, встречу родственников и друзей после разлуки, отражают лучшие пожелания людей. Немало великих китайских поэтов посвятили свои произведения луне и Празднику середины осени. Известное стихотворение «Думы тихой ночью» принадлежит поэту Ли Бо (701–762/763):
У самой моей постели
Легла от луны дорожка.
А может быть, это иней? –
Я сам хорошо не знаю.
Я голову поднимаю –
Гляжу на луну в окошко.
Я голову опускаю –
И родину вспоминаю.
(Перевод А. Гитовича)
Китайцы очень любят цветы. В Кайфыне, начиная с 1983 года, ежегодно проводится фестиваль хризантем. Хризантема – один из самых любимых почитаемых в Китае цветков, история разведения которого насчитывает три тысячи лет.
По легенде, первая хризантема выросла из пылинки, упавшей со звезды. Этот цветок в китайской культуре – символ возвышенного одиночества и спокойствия, бодрости духа перед лицом жизненных невзгод. Считается, что пышные бутоны хризантемы способны очищать и гармонизировать окружающее пространство, ими украшают жилище, сады и парки. Хризантемы всевозможных форм составляют в букеты и большие композиции, используют в приготовлении особого чая, вина, блюд, а также как лекарственное сырье. В старину китайские поэты воспевали этот цветок в стихах. Средневековый поэт Тао Юаньмин (365–427) – первый «певец хризантем» – выразил в своих стихах вечную красоту мироздания:
Хризантему сорвал
Под восточной оградой в саду,
И мой взор в вышине
Встретил склоны Южной горы.
(Перевод Л. Эйдлина)
Жители Поднебесной любят праздники и умеют их отмечать. Среди всех китайских праздников есть две «золотые» недели – неделя Китайского нового года и неделя празднования Дня образования Китайской Народной Республики.
Днем образования КНР является 1 октября 1949 года. Семидневные выходные по случаю национального праздника – это всегда очень ожидаемое событие. В Китае традиционно сложилось так, что все те, кто живут и работают в других городах, возвращаются в родительский дом. Осень считается золотым сезоном для туризма – уже не жарко, но еще не холодно. Сотни тысяч китайцев отправляются в путешествия по стране и по всему миру, стремятся посетить наиболее известные достопримечательности. Задолго до начала семи дней отдыха почти все номера в гостиницах, билеты на самолеты и поезда оказываются распроданными. Заторы на дорогах, толпы в метро и очереди к достопримечательностям – приметы «золотой» недели в Китае.
Китай подарил мне много открытий. Интересно, что если в Беларуси чаще запускают воздушных змеев дети, то в Китае – это одно из любимых развлечений пожилых людей.
Уверена, немногие знают, что воздушного змея изобрели китайцы. По преданиям, две тысячи лет назад мастер-строитель Лу Бань изготовил из бамбука и дерева «сороку», которая умела летать. Позже другой мастер Ли Е из бумаги склеил птицу и на веревочке запустил в небо. Известно, что бумажные змеи в течение некоторого времени использовались для передачи военной информации.
Техника изготовления змеев требует большого мастерства: сначала необходимо подготовить каркас из бамбуковых реек, затем на каркас наклеить бумагу или шелк, которые раскрашивают различными узорами и картинками. Они могут иметь форму домашних животных, диких зверей, насекомых и рыб. Бывают змеи, составленные из большого количества мелких частей, соединенных в одну цепочку. Им придают формы сороконожек или драконов. Самые длинные – до 30 метров. Когда они поднимаются в небо, то кажется, что это громадный дракон, танцующий и извивающийся в воздухе.
Может показаться, что запускать змея просто, но это не так. Трудно добиться того, чтобы змей свободно и плавно парил в воздухе. Китайцы считают, что его запуск – своего рода спортивное занятие, оказывающее благо-творное влияние на здоровье. В последние годы в Китае начали проводить международные фестивали воздушных змеев, которые напоминают о том, что Китай – их родина.
На северо-востоке города Кайфына, недалеко от Хэнаньского университета, возвышается Железная пагода. В китайский язык слово для обозначения «пагоды» – «ta» – пришло из санскрита и обозначает «захоронение».
Восьмигранная тринадцатиярусная кирпичная Железная пагода – один из центральных памятников архитектуры династии Сун, столицей которой был Кайфын. Построена в 1049 году, высота – 56,88 метра. Свое необычное название пагода получила благодаря специфическому металлическому отливу глазурованного кирпича, до пятидесяти разновидностей которого использовалось при ее строительстве. Стены покрыты резьбой с изображениями Будды, монахов, мифологических персонажей. Под карнизами подвешены сто четыре колокола, звенящих при малейшем дуновении ветра. Внутри есть винтовая лестница, стены украшены фресками с иллюстрациями к классическому китайскому роману «Путешествие на Запад». Пагода выдержала тридцать восемь землетрясений и шесть наводнений «Желтой реки», одно из которых разрушило в 1847 году все прилегающие храмовые постройки.
Впервые пагоды появились в Индии и возводились в тех местах, где были похоронены высокочтимые монахи. Пагоды бывают квадратными, шести-угольными, восьмиугольными и круглой формы. Их можно поделить на несколько видов: деревянные, кирпичные, каменные, железные, медные и выполненные из обливного кирпича. В Китае начало их строительства совпало по времени с распространением буддизма в конце династии Хань (202 до н.э. – 220 н.э.). Архитектура сочетала индийские и китайские элементы.
Дарья ГИРГЕЛЬ.
Фото автора