Деревня Опса принадлежала когда-то Плятерам. Род этот большой и древний, но наиболее яркая его представительница – Эмилия Плятер. Графиня, революционерка, собирательница белорусского фольклора, участница ноябрьского восстания 1830 года, в ходе которого сначала организовала и возглавила небольшой партизанский отряд, а затем была командиром роты польских пехотинцев в звании капитана – небывалый случай для армии той поры. Ближе к концу восстания Эмилия, которой едва исполнилось двадцать пять лет, неожиданно заболела и скоропостижно умерла. Имя и необычная судьба графини получили широкую известность в кругах борцов за независимость, стали символом служения долгу патриота. На право называть ее национальной героиней претендуют одновременно Польша, Беларусь,
Латвия и Литва. Ее называют «белорусской Жанной д’Арк» и «польской Девой». Изображение Эмилии можно увидеть на национальной валюте Польши и Литвы, в Варшаве одна из площадей носит ее имя, многие белорусские, польские, литовские, французские, немецкие и английские художники и поэты посвящали ей свои произведения.
Ахремовцы
Рядом с деревней Ахремовцы была некогда усадьба «Бельмонты». Усадьба известна с середины XVIII века как владение прибалтийских немцев Гильзенов. На берегу большого озера Дривяты был построен каменный дворец и разбит парк с экзотическими для этих мест деревьями. В конце XVIII века владельцем усадьбы стал итальянский граф Николо Мануцци. Этого Мануцци упоминал в своей книге известный женский обольститель Джакомо Казанова в связи с тем, что Мануцци женился на любовнице последнего польского короля Понятовского, благодаря чему и разбогател. Жену «говорят, уморил; но сам я об этом ничего не знаю и даже не верю, хоть он и вполне на это способен», писал Казанова. После Мануцци имением владели Броэль-Плятеры. В 1858 году ими была построена родовая часовня–усыпальница. Рядом с ней отлично сохранились ограда и брама, с обеих сторон от главной часовни по углам ограды стоят две небольшие костницы.
Бороденичи
Главная достопримечательность этой деревни – храм Святого Иосифа (1836). Местные жители утверждают, что когда-то шляхтич Лопатинский проиграл в карты почти все свои земли, кроме Бороденичей. Тогда он поклялся, что вернет все, и построил храм, чтобы просить у Бога помощи.
От старинной усадьбы до наших дней дошли добротные хозяйственные постройки.
Браслав
Костел Рождества Девы Марии был воздвигнут в 1824 году. В нем хранится широко почитаемая чудотворная икона Матери Божьей Браславской.
Есть в Браславе и множество других достопримечательностей. Например, Успенская церковь. Она была построена в 1897-м. Следующей достопримечательностью, достойной внимания, является Свято-Пантелеимоновский женский монастырь, который был основан в 2006 году. Монастырь расположился в здании бывшей земской больницы 1906 года постройки.
Сохранилась рядовая застройка конца XIX – начала XX века. До наших дней дошло и здание водяной мельницы XIX века.
Замошье
Местечко в летописи упоминается с XVI века. Во время войны с Московией врагу удалось захватить смоленские земли. Белорусская смоленская шляхта осталась «без двора и без хаты». Великий князь стал выделять этой шляхте земли. И вот Замошье он подарил шляхтичу Микуличу (она тогда называлась Данишевщина). В 1541 году Замошье стало собственностью Сапег. В 1565-м местечко попало к рижскому воеводе Николаю Синявскому, но ненадолго. Сапеги быстро вернули себе эти земли. Им Замошье принадлежало до 1754 года. В том году владельцем стал Николай Лопатинский, а у него Замошье выкупил себе каштелян Смоленский Станислав Бужинский. Он построил здесь в 1761 году униатскую церковь. В 1854-м ее сделали православной и назвали Покровской. Новый храм, который сохранился до наших дней, был возведен в 1909 году в ретроспективно-русском стиле. Во время Второй мировой войны церковь сожгли, и она в руинах простояла до 1990-х. Сейчас это православный храм Петра и Павла.
Злото
В конце XIX– начале XX века здесь была построена усадьба, но от нее сохранилось лишь одно здание.
Опса
Костел Святого Иоанна Крестителя построен в 1887 году в стиле неоготики. Неподалеку от костела расположено здание бывшей приходской администрации (плебания) (конец XIX века). Двигаясь от костела к центру деревни, можно увидеть рядовую застройку конца XIX века. Cпустившись к озеру, путешественник обнаружит старинный усадебный комплекс, центральное место в котором занимает небольшой, но красивый дворец, построенный в 1904 году Плятерами. К сожалению, пока он не отреставрирован. Территория усадьбы, широко раскинувшаяся вокруг дворца и окруженная старинной оградой, включает в себя парк, множество хозяйственных построек, арочный мост и пр.
Погоща
В бывшем имении сохранилось несколько старых хозяйственных строений, возведенных из камня. О времени их строительства свидетельствует надпись над входом одного из зданий – 1820, выложенная кусочками битых изразцов. Декоративное убранство двух построек создается обычной россыпью мелких камешков по извести. Третья постройка – амбар, размещавшийся вблизи парковой зоны, выделяется разнообразием сюжетов декора. Причем больше внимания уделено фасаду.
Слободка
В девяти километрах от Браслава, между озерами Потех, Недрово и Ильмёнок, расположен агрогородок Слободка, главные достопримечательности которого – озовая гряда с двумя древними городищами, Чертова яма и костел Божьего Провидения.
Слободковская озовая гряда сформировалась одновременно со всей местностью Браславских озер. Это произошло более шестнадцати тысяч лет назад, во время таяния последнего на территории Беларуси Позерского ледника. Уникальный памятник ледниковой эпохи издалека напоминает спину животного гигантских размеров. Здесь можно увидеть все богатство растительного мира Браславщины. В свое время на территории Слободковской гряды производились археологические раскопки, в результате которых было обнаружено городище ХІІ–ХІІІ веков. Были найдены остатки лепной посуды, костяные заколки и шила.
Еще в 1901 году в Слободке началось строительство костела, который стал одним из красивейших храмов на Браславщине. В нем сочетаются элементы романской и готической архитектуры. Костел строился приблизительно в 1901 –1906 годах. Материалом послужил кирпич. Интересным элементом считается чеканка дверей костела – памятник монументально-декоративного искусства и даже кузнечного мастерства. Просто поражает своим богатством и внутреннее убранство слободковского храма.
Также в деревне есть еще одна достопримечательность – мельница начала прошлого века. Существует легенда, что в этих местах водилось много гадюк. Люди никак не могли найти от них спасение. И вот однажды по-просился переночевать путешественник. Гостеприимные жители угостили незнакомца, накормили и напоили. А утром человек спросил, чем может их отблагодарить, и слободчане рассказали ему о своей беде. Он собрал всех гадюк в одно место и закопал. И на том месте образовалась большая яма, которую люди называют Чертовой.
Плюсы
Первое упоминание деревни под именем Пересветица относится к XVI веку. Поселение принадлежало великокняжескому уделу. В XVIII веке местечко перешло роду Сальмановичей, которые построили здесь костел Святой Троицы. Но он со временем пришел в упадок, и в начале XX века в деревне было возведено новое каменное здание Троицкого католического храма в неоготическом стиле.
Легенда от автора проекта
Курган среди поля
Уже издалека курган маячил на горизонте своими идеально правильными формами. На этой ровной местности он был как ориентир, как маяк, который указывает путнику дорогу. В этих местах издавна так и говорили: «Как увидишь курган, возьми левее (правее) и через полчаса будешь на месте». Или: «На курган надо подняться, а оттуда все как на ладони будет видно».
Ориентиром курган служил издавна. Он был виден верст за двадцать, не меньше. Окружала его огромная дубовая гряда, тянувшаяся от реки до ближайшего местечка. Незадолго до Первой мировой войны владелец рощи, видно, сильно нуждавшийся в деньгах, продал ее на пиломатериалы. Сегодня нет и самого кургана. Срыли его и уложили в полотно, рядом с современной скоростной автомагистралью. Кургана нет, а вот легенда о нем, думаю, будет в памяти людей еще не одного поколения.
Давно, ну очень давно, жил в этой местности молодой и богатый князь. Огромные его владения были под неусыпным присмотром верного управляющего. Сам же князь был без ума от путешествий по миру. Дом его полнился несметными диковинами, доспехами, оружием, золотой посудой, старыми рукописями и книгами на разных языках тех стран, откуда он возвращался. Но вот однажды из путешествия князь ничего не привез с собой, но зато в его карете сидела совсем юная девушка невиданной красоты. Покрыто тайной, как это милое создание оказалось рядом с князем. Но, судя по всему, это случилось не по ее воле и не по ее согласию. Как гласит легенда, она даже пыталась несколько раз бежать.
Все свои богатства положил к ногам заморской красавицы князь. Но прекрасная дева мечтала только об одном – вернуться к себе домой. От безысходности и от тоски, а возможно, от какой-то болезни смертельно заболела красавица. Умирая, обращается она к хозяину имения с единственной просьбой –
похоронить ее на восход от его дома и насыпать над могилой высокий курган. И чем выше будет курган, тем больше вероятность, что в первых лучах восходящего солнца будет появляться ее образ, взирая с высоты в ту сторону, где ее родина. И если князь с точностью исполнит ее пожелание, то будет бросать она взор и на самого князя, тем самым простив ему все его прегрешения перед ней.
Все богатства, все сбережения, все бесценные коллекции князя ушли на перевозку земли и сооружение кургана над могилой умершей красавицы. Видел ли князь свою возлюбленную в лучах восходящего солнца – никто не знает. Но работы над сооружением кургана шли до последнего дня хозяина имения. Его видели сидящим в кресле на террасе дома: каждое утро он смотрел на восходящее солнце.
Сегодня на том месте, где когда-то стоял дворец, – небольшая деревенька, и светило, поднявшись над горизонтом, озаряет своими лучами разве что кроны старых тополей, растущих вдоль улицы, ведущей прямо на восход, в ту сторону, где когда-то возвышался над всей околицей красивый курган.